Запись с грампластинок Всесоюзной студии грамзаписи "Мелодия" (2 грампластинки). Литературно-музыкальная композиция посвящена творчеству русского поэта Николая Огарёва, а также раскрывается малоизвестная ипостась Огарёва как композитора.
Николай Платонович Огарёв (24 ноября [6 декабря] 1813г., г. Санкт-Петербург - 31 мая [12 июня] 1877г., Гринвич, г. Лондон) - русский поэт, публицист, революционер, ближайший друг А.И. Герцена.
Авторы литературно-музыкальной композиции -
- музыковед, профессор, доктор философских наук, зав. кафедрой Мордовского Государственного Университета Наталья Ивановна Воронина (род.: 02.10.1941г.).
- историк, переводчик, литератор, заведующая отделом Гослитмузея «Дом-музей А.И. Герцена» Ирена Александровна Желвакова (1935 г.р.).
- пианист, композитор и музыковед Дмитрий Дмитриевич Благой(мл.) (Нечаев) (1930-1986). Дмитрий Благой закончил по черновому эскизу «Элегия» и им же сделана обработка народной песни «Арестант».
- сотрудники Государственного Литературного музея и его филиала - Музей А.И. Герцена.
Звукорежиссёры - А. Должников, В. Иванов, А. Штильман.
Редактор - И. Орлова.
Аккомпаниатор (фортепиано) - Дмитрий Д. Благой.
_________________________
- (1) - Мой русский стих (Н.Огарёв) (исп.: Александр Кутепов)
- (2) - Тоска по родине (Н.Огарёв - автор слов неизвестен) (И.Исакова, меццо-сопрано)
- (3) - Прощанье с краем (Н.Огарёв) (исп.: Александр Кутепов)
- (4) - Дорога (музыка и слова Н.Огарёва) (П.Глубовский, бас)
- (5) - Свобода (Н.Огарёв) (исп.: Александр Кутепов)
- (6) - Арестант (музыка народная; Н.Огарёва) (П.Глубовский, бас)
- (7) - Весною (Н.Огарёв) (исп.: Антонина Кузнецова)
- (8) - Я пришел к тебе с приветом (Н.Огарёв; А.Фет) (К.Лисовский, тенор)
- (9) - Есть речи значенье (Н.Огарёв; М.Лермонтов) (Н.Шильникова, сопрано)
- (10) - Песня золотой рыбки (Н.Огарёв; М.Лермонтов) (Н.Шильникова, сопрано)
- (11) - На смерть Лермонтова, фрагмент (H.Огарёв) (исп.: Александр Кутепов)
- (12) - Тучки (Н.Огарёв; М.Лермонтов) (Н.Шильникова, сопрано)
- (13) - Вальс (музыка Н.Огарёва) (Д.Благой, фортепиано)
- (14) - Элегия (Н.Огарёв; А.Пушкин) (К.Лисовский, тенор)
- (15) - Героическая симфония Бетховена (Н.Огарёв) (исп.: Александр Кутепов)
- (16) - Песнь пленного ирокезца (Н.Огарёв; А.Полежаев) (П.Глубовский, бас)
- (17) - Сторона моя родимая (Н.Огарёв) (исп.: Антонина Кузнецова)
- (18) - Изба (А.Алябьев; Н.Огарёв) (И.Исакова, меццо-сопрано)
_________________________
- (1) - Дитятко (В.Пасхалов; Н.Огарёв) (И.Исакова, меццо-сопрано)
- (2) - Деревенский сторож (А.Алябьев; Н.Огарёв) (А.Моксяков, баритон)
- (3) - Кабак (А. Алябьев; H.Огарёв) (А.Моксяков, баритон)
- (4) - Полно, братцы (музыка и слова Н.Огарёва) (А.Моксяков, баритон)
- (5) - Фантазия (Н.Огарёв) (исп.: Александр Кутепов)
- (6) - Внутренняя музыка (А.Гурилёв; Н.Огарёв) (И.Исакова, меццо-сопрано)
- (7) - Среди сухого повторенья (Н.Огарёв) (исп.: Александр Кутепов)
- (8) - На сон грядущий (П.Чайковский; Н.Огарёв) (А.Моксяков, баритон)
- (9) - Друзьям (Н.Огарёв) (исп.: Александр Кутепов)
- (10) - Серенада (В.Кашперов; Н.Огарёв) (И.Исакова, меццо-сопрано)
- (11) - Вальс «Утраченное небо» (музыка Н.Огарёва) (Д.Благой, фортепиано)
- (12) - Первая любовь (Н.Огарёв) (исп.: Александр Кутепов)
- (13) - Я помню робкое желанье (А.Гурилёв; Н.Огарёв) (И.Исакова, меццо-сопрано)
- (14) - Мазурка (музыка Н.Огарёва) (Д.Благой, фортепиано)
- (15) - Ночь и буря (Р.Глиэр; Н.Огарёв) (К.Лисовский, тенор)
- (16) - Вступление к «Колоколу» (Н.Огарёв) (исп.: Антонина Кузнецова)
Иллюстрации:
Н.Воронина
И.Желвакова
Н.Благой
Н.Огарёв
P. S.:
«Науки, стихотворство, музыка, театр, все, что только возвышает человека до жизни творческой, все должно жить вокруг нас...» Эти слова принадлежат выдающемуся деятелю русской культуры и революционно-освободительного движения XIX столетия Николаю Огарёву. Друг и соратник великого Герцена, профессиональный революционер, талантливый публицист, оригинальный мыслитель, проницательный критик, Н.П. Огарёв давно уже занял достойное место в истории русской поэзии. «...С любовью будет произноситься и часто будет произноситься имя Огарёва, и позабыто оно будет разве тогда, когда забудется наш язык», - писал в «Современнике» Н.Г. Чернышевский, оценивая вышедший в 1856 году сборник стихотворений поэта. Русскому читателю Огарёв был известен с 1840-х гг. как несравненный лирик и как автор остросоциальных стихотворений из жизни крепостного крестьянства («Деревенский сторож», «Изба», «Кабак» и др.) - подлинных предшественников некрасовской лирики. Произведениями истинной поэзии, отличающимися «особенною внутреннею меланхолическою музыкальностью», считал огаревские стихи В.Г. Белинский. С конца 1850-х гг., когда Огарёв и Герцен развернули за рубежом революционную пропаганду, поэзия Огарёва встала на службу революции. Первый лист боевой газеты «Колокол» открылся его стихотворением «Предисловие». Его муза откликалась на каждое значительное явление общественно-политической жизни. Особенную популярность завоевали в передовых революционных кругах стихотворения Огарёва, обращенные к Искандеру (псевдоним А.И. Герцена), его «Свобода», «Памяти К.Ф. Рылеева», «Михайлову», «Песня о земле и воле» и другие. Некоторые из них, положенные на музыку, распевались как народные песни. Музыку к «Арестанту», популярнейшему стихотворению русского революционного репертуара, Огарев написал сам, и она стала любимейшей песней народа о революционерах-узниках. Яркая страница творческой биографии Огарёва - музыкальная деятельность. Универсальная разносторонность личности, покоряющей тонким артистизмом и безграничной человеческой щедростью, выразилась очень отчётливо в его творчестве композитора и критика, собирателя фольклора и пропагандиста революционных песен. Истоки музыкальных интересов Огарёва в детском увлечении народными песнями, деревенскими хороводами, крепостным оркестром в имении его отца (ныне - село Старое Акшено, Мордовская АССР). Николай Огарёв занимался игрой на фортепиано, в студенческие годы серьёзно изучал творчество великих композиторов-классиков. Позже, во время поездок в страны Западной Европы (1841-1846), Огарёв постоянно бывал на концертах и в опере, встречался с прославленными исполнителями. Он преклонялся перед Моцартом и Гайдном, Шубертом и Бетховеном, восхищался способностью музыки выражать эмоции и воздействовать на них. «С музыкой легче, грусть тише и тоска не так томительна... Искусство исключительно. Немногие стучатся в его дверь, ещё меньше входит внутрь. В нём можно обособиться и жить», - писал Огарёв. В ближайшей переписке тех лет Огарёв посвящал своих адресатов во все интересные события музыкальной жизни, вовлекал их в дискуссии и размышления на музыкальные темы. Письма эти стали своего рода музыкальным дневником и своеобразной летописью музыкальной жизни европейских стран начала 1840-х гг.. Наряду с именами знаменитых композиторов и исполнителей (Беллини, Спонтики, Лист, Жени, Линд, Клара Новелло). Огарёв называет ныне забытых музыкантов - флейтиста Морнизи, кларнетиста Блаза, дирижёра Мозера, певиц Ассандри и Марциелли, тем самым сохранив их для истории. В эти же годы в мировоззрении Огарёва намечается коренной перелом от романтического восприятия искусства к утверждению его живой, органической связи с общественной жизнью: «...Когда французская революция пела «Марсельезу», не стукнул ли Гёте по христианскому миру первой частью «Фауста ?» Не прогремела ли с плачем и торжеством «Героическая симфония ?» Видите ли, как великие мастера связаны с общественной жизнью, как они возникают из нее и говорят за неё ?» Эволюция общественных взглядов, безусловно, наложила свой отпечаток и на композиторскую деятельность Огарёва. Разочарование и страдание, нежность и мечтания, грусть и тоска одиночества, сладкие грезы любви - вот характерные настроения первых музыкальных композиций Огарева, его фортепианных пьес. Им создано 7-мь вальсов (причём 4-е из них имеют программные подзаголовки: «Отчаяние», «Утраченное небо», «Ночной», «Меланхолический»), одна прелюдия, одна мазурка и «Прощальная песня». Огарёв, как и другие русские композиторы - его современники, сохранил в своих пьесах тесную связь с областью любительского бытового музицирования. Гибкий, романтически увлекательный вальс, острая, подвижная мазурка, мечтательный ноктюрн - широкодоступные популярные жанры фортепианной музыки, к которым обращался Огарев. Мелодический язык его миниатюр прост, в них господствует колорит мягкой чувствительности. Романсовая лирика Огарева представляет наибольший интерес, она выявляет иную сюжетно-эмоциональную и интонационную сферу его творчества, позволяет проследить эволюцию музыкального языки композитора. В его наследии 14-ть законченных романсов и 6-ть черновых набросков на слова А.С Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.И. Полежаева, А.А. Фета и собственные стихи (из них лишь 5-ть были опубликованы). Эти романсы типичны для русской музыкальной культуры первой половины XIX века. Они отражают круг интересов русского человека, богатство его души. В вокальных жанрах преобладают элегия, русская песня и лирический романс. Сравнивай романсы Огарева с произведениями в тех же жанрах М. И. Глинки, А.Л. Гурилева, А.В. Варламова и А.А. Алябьева, можно отметить общность тематики, образов, стиля (демократизм, реализм, выразительные приемы). В конце 1850-х гг. появляется «Песнь пленного ирокезца» на слова Полежаева, знаменующая начало нового этапа в композиторской деятельности Огарева. Свободолюбие, гневный протест против самодержавного деспотизма - вот те волнующие проблемы, отражение которых композитор нашел в творчестве Полежаева. Написанная просто и доступно, «Песнь пленного ирокезца» могла бы стать популярной революционной песней, но она, как я все предыдущие музыкальные сочинения Огарёва, осталась в нотном архиве композитора. Огарёв, так же как и Герцен, много потрудился над собиранием «потаённой литературы» - ходящих в списках произведении Пушкина, Лермонтова, поэтов-декабристов и множества других сочинений, носящих политический характер, а потому запрещённых царской цензурой. Осенью 1861 года в Лондоне вышел сборник, называвшийся «Русская потаённая литература». В 1862-1863 гг. при содействии Герцена и Огарёва были изданы два сборника революционных песен: «Солдатские песни» и «Свободные русские песни». После заглавия каждой песни помещалась ремарка «На голос...», которая и определяла мелодию. Яркое музыкальное дарование, которым был наделен Огарёв, убедительно проявилось в его поэтическом творчестве: в органическом слиянии композиционных законов поэзии и музыки, в ритме и стиле изложения, в выборе тем, наконец, в названиях (например, «Ноктюрн», «Аврора-вальс», «Скерцо», «Симфония» и др.). Музыкальное начало в творчестве поэта не является чем-то внешним, декоративным. Оно служит раскрытию смысла стихотворений, связано с их глубоким психологизмом, помогает войти в изображаемый поэтом мир:
«Как дорожу я прекрасным мгновеньем,
Музыкой вдруг наполняется слух.
Звуки несу гея с каким-то стремленьем.
Звуки откуда-то льются вокруг».
Огарёв многогранно использовал в поэзии сферу звучания музыкальных инструментов, которые, как и голоса природы, прекрасно дополняют художественные образы. Трубы, орган, оркестр - это своего рода символы торжественности, праздничности, ликования. «Печальный колокольный звон», звуки Эоловой арфы, свирель - свидетели меланхолии, одиночества. Пение соловья, щебетание птиц, вольная песни жаворонка - черты пасторальной пейзажности. Но тот же соловей поёт по иному, когда автор «озвучивает» картины трагической неизбежности («уныло свищет соловей»), а колокол - в размышлениях о путях освободительной борьбы народа - превращается в набат, в могучую силу, зовущую народ спугнуть «ночные сны», воспрянуть и «звонить во все колокола». В своей поэзии Огарёв обращался к творчеству Моцарта, Бетховена, Листа, Глинки. Так, «Героическая симфония» Бетховена в одноименном стихотворении «зазвучала» в связи с образами декабристов, чей подвит был для поэта священным». «Торжественные звуки» Бетховена сплелись с прославленными подвигами «доблестных людей». В 1870-е гг. в пору затишья в политической жизни России это стихотворение Огарёва, как и музыка Бетховена, говоря словами самого поэта «явились острым вызовом действительности». Отдавая дань любви музыке Шуберта, Огарёв перевёл на русский язык 8-мь из 14-ти песен цикла «Лебединая песня» (слова Гейне, Рельштаба и Зейделя), в частности широко известную «Серенаду» («Serenade») Рельштаба. Поэтическое творчество Огарёва, выступившего наследником и продолжателем лучших традиций русской романтической и гражданственной лирики, привлекло внимание многих композиторов. На слова Огарёва написаны прекрасные романсы Алябьевым и Гурилевым, Чайковским и Кюи, Шапориным и Глиэром. Музыкальное творчество Огарёва, представляемое впервые и в лучших его образцах, - показатель многогранности этого просвещённейшего человека своего времени, сумевшего отразить в своей музыкально- критической деятельности передовые художественно-эстетические воззрения.