Тургенев И - Стихотворения в прозе ( чит. Е. Полевцкая и А.Коонен)

 
Иван Сергеевич Тургенев

Стихотворения в прозе

Порог
Нищий
Пир у верховного существа
Чья вина?
Путь к любви
У- а… У – а…
Читает ЕЛЕНА ПОЛЕВИЦКАЯ

Морское плавание
Голуба
Лазурное царство
Как хороши, как свежи были розы

Читает АЛИСА КООНЕН

Последние годы своей жизни Иван Сергеевич Тургенев почти безвыездно жил во Франции. Зимы писатель проводил в Париже, на улице Дуэ, а летом по обыкновению перебирался в Буживаль. Здесь у него была небольшая дача, в зелени и в цветах расположённая, неподалеку от усадьбы Виардо «Ясени».
Как все здесь было не похоже на Россию. Тургенев с тоской вспоминал молчаливые просторы родных полей, запах березки его рука невольно тянулась к бумаге... Небольшой рассказ, вылившийся из-под его пера так неожиданно, писатель назвал «Деревня». Эта грустная поэтическая миниа¬тюра открыла собой целый ряд произведений, которые явились как бы лирическим дневником. В этот «дневник» И.С. Тургенев заносил все, что было дорого его сердцу в далеком или близком, прошлом, настоящем, все, что так или иначе волновало его. Тут есть и зарисовки виденного, и мимолетные впечатления, и размышления о будущем, о жизни, о смерти. Писатель несколько критически относился к своим мелким рассказам, считая их чем-то вроде «эскизов» для крупных произведений. Из скромности он называл их «Senilia», что значит «старческое». Время показало, насколько писатель был к себе несправедлив. До нашего дня тургеневские «Стихотворения в прозе» не утратили своего поэтического очарования. Перечитывая их вновь и вновь, невольно поражаешься остроте его восприятия на, ясности мышления, обилию жизненных сил. Ведь в годы создания «Стихотворений в прозе» Иван Сергеевич Тургенев был тяжело и безнадежно болен. Сидя за своим рабочим столом в высоком вольтеровском кресле, старый писатель часто вспоминал о прошлом... Перед его глазами бесконечной вере вицей проходили картины родной Орловщины: пустынные перелески, поля, луга, деревни со скворечниками над соломенными крышами. Он видел русских мужиков с апостольскими бородатыми лицами и беспокойной лукавинкой в глазах... А потом неожиданно припомнилась встреча с нищим. И, как тогда, в глубине души появилось смутное чувство: нет, чтобы была не оскорбляющая человека жалость, а ощущение какой-то духовной близости, словно на большой дороге встретились, пусть и на короткое мгновение, два брата (рассказ «Нищий»). В конце января 1878 года во Францию пришло известие о покушении на петербургского градоначальника Тренева. В него стреляла революцио¬нерка Вера Засулич… Рассказ «Порог» полный гордости за новых людей России, написан И. С Тургеневым под непосредственным впечатлением тех событий..
… И снова воспоминания. То дымчато-прозрачные, как майские сумерки, то ослепительно ярки. Рядом со светлой, радостной новеллой «Лазурное царство» — щемящее грустная «Как хороши, как свежи были розы», Всё проходит, всё тленно!
В конце пути — лишь тусклый свет мерцающей свечи и старый верный пес, свернувшийся калачиком у зябнущих ног... Ушло счастье, прошла любовь! Да и была ли она на самом деле? А может быть, это было только сострадание или благодарность... «Благодарность — долг, — размышляет писатель. — Всякий человек платит свои долги... но любовь — не деньги». Так появилось стихотворение в прозе «Путь к любви».
На смену философским размышлениям о любви, об одиночестве («Морское плавание», «Голуби») приходят раздумья о «благодетельности и благодарности» («Пир у верховного существа»). И вновь мысль о надвигающейся старости («Чья вина?»). Эта мысль неотступна, она звучит как печальный рефрен.
«Когда Тургеневым все более и более овладевала старческая тоска, — вспоминал впоследствии писатель Людвиг Пич, — он написал много поэти¬ческих видений, воспоминаний и аллегорий глубоко пессимистического содержания, замечательных то грандиозной смелостью, то увлекательной грацией рисунка». Действительно, некоторые «стихотворения в прозе» окрашены в грустные сумеречные тона, другие полны мрачного трагизма, но в целом они поражают своей акварельной ясностью, ибо, даже будучи на последней грани, Тургенев свято верил во всепобеждающую силу любви молодости, в непоколебимую силу вечно обновляющейся жизни (рассказ «У-а... У-а...»).
Первыми создателями «Стихотворений в прозе» были поэт Я. П. По¬лонский и актриса М. Г. Савина. Оба они были в восторге от этих коротеньких поэтических миниатюр и горячо советовали писателю тотчас же их обнародовать. В 1882 года в свет вышел сборник рассказов, в котором было свыше пятидесяти новелл. После долгих колебаний И. С. Турге¬нев все же оставил первоначальное название — «Senilia». В авторском предисловии он писал «Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений. сподряд: тебе, вероятно, скучно станет — и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое; и какое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу». Уже от себя издатель М. М. Стасюлевнч дал книге название «Стихотворения в прозе», по аналогии со сборником коротких рассказов, французского поэта Шарля Бодлера,
Тургеневские «Стихотворения в прозе» имели у современников огромный успех. Писатель П. В. Анненков, прочтя их, сообщал: «я хоть и не плакал на отдельных пьесах «Стихотворений», да зато их общий характер просто ослепил меня... Что за гуманность, что за теплое слово при простоте и радужных красках, что за грусть, покорность судьбе и радость за человеческое свое существование».