Пушкин А - Сказка о царе Салтане (чит. В.Марецкая)

 

А. ПУШКИН

Сказка о царе Салтане

МУЗЫКА Н. РИМСКОГО-КОРСАКОВА

ЧИТАЕТ ВЕРА МАРЕЦКАЯ

Режиссер Э. Верник
Музыкальное оформление О. Трацевской

Вряд ли найдется человек, которому не были бы знакомы пушкинская «Сказка о царе Салтане» и одноименная опера Римского-Корсакова. С детства и на всю жизнь входят в наше сознание персонажи сказки: и царь Салтан, и царевич Гвидов, и ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой, и царевна Лебедь, и тридцать три богатыря с дядькой Черномором…
Но вот звучит голос Веры Петровны Марецкой, и мы как будто впервые слышим такие знакомые и дивные пушкинские строки, понимаем, что до сих пор чего-то не улавливали, что-то пропускали и только сейчас перед нами открылась вся прелесть этой сказки.
Вера Петровна читает пушкинские стихи так, как будто они рождаются тут же, только что, при нас. Она восхищается поэзией сказки, музыкальностью стиха, очарованием сказочных образов, и это восхищение актрисы, это на¬слаждение прелестью поэзии сразу передается нам, и мы не только разделяем его, а тоже заражаемся им. Так бывает, когда слушаешь музыку и мысленно, про себя, подпеваешь .мелодии, как бы соучаствуя в ее создании. Вера Марецкая читает сказку Пушкина очень непо¬хоже на то, как читают ее другие артисты. От¬личает ее чтецкую манеру то, что она полага¬ется на поэтичность и музыку текста, который как бы сам на крыльях несет нас именно туда, куда определил Пушкин.
Роли, которые довелось сыграть Вере Петровне в театре и в кино, поразительно непохожи одна на другую. Ее героиня Варвара в филь¬ме «Сельская учительница» появлялась вначале 16-летней девушкой, перед выпускным балом, а в финале Варваре Васильевне было 60лет: вся ее жизнь прошла перед нами. В фильме «Член правительства» Марецкая играет полуграмотную крестьянку Александру Соколову, становящуюся председателем колхоза, депутатом Верховного Совета. Ее внутренний духовный рост происходит буквально на наших глазах.
Примерно в это же время Марецкая играла в театре им. Моссовета школьницу Машеньку в одноименной пьесе Афиногенова, тонко и до¬стоверно передавая сложную и хрупкую пси¬хику подростка. И рядом с этим Мирандолина — веселая, обворожительная хозяйка гостиницы, из чистого озорства влюбляющая в себя заклятого женоненавистника.
В телефильме «Ночной звонок» Вера Пет¬ровна играла 80-летнюю колхозницу, добрую, деятельную и до того подлинную, что не вери¬лось, что актриса в те же дни, когда шли съемки «Ночного звонка», по вечерам на сцене те¬атра играла эксцентричную, умную и очень добрую американку миссис Сэвидж.
Разнообразие актерских красок, которыми пользуется Вера Петровна, поражало уже в первую пору ее актерской биографии. Она — ученица народного артиста СССР, Героя Социалистического Труда, художественного руко¬водителя театра им. Моссовета Ю. А. Завад¬ского, одного из лучших театральных, педаго¬гов Советского Союза. Это большая удача ак¬трисы — иметь такого учителя, наставника, друга. Да и быть педагогом у артистки такого таланта, такого трудолюбия, такого тонкого вкуса и такого разнообразия приемов — тоже немало значит в жизни режиссера. Оба они отлично понимают это, и еще больше требований возникает у каждого из них, еще ответствен¬ней становится каждая новая совместная работа. Когда говорят и пишут, что у Веры Марецкой счастливая актерская судьба (хорошие роли, прекрасный режиссер), — это таки есть. Но вряд ли можно было об этом говорить, если бы не ее счастливая работоспособность, непрекращающийся труд, творческая изобретатель¬ность, интерес к каждой новой работе. Театр, кино, радио, телевидение,— вся эта многопла¬новая работа требует огромной подготовки, шлифовки, И всегда у зрителей и слушателей остается ощущение, что ее роли, ее концертные номера, столь непохожие, созданы легко, без труда, сами собой. Когда слушаешь «Сказ¬ку о царе Салтане», невозможно представить себе, что это, хоть и радостный, но долгий нелегкий труд. Будем же благодарны и за талант, и за труд, и за выбор материала, и за то, что она народная артистка СССР Вера Петровна Марецкая, — наша современница!
С. Дунина