Еремеева К. (Султанадзе) - Теплиц, 1812 - (исп.: В.Токарев, Ю.Яковлев, Н.Подгорный, А.Кторов, Л.Платонов, Ю.Лауфер, В.Осенев, Н.Федосова, и др.), (Зап.: 1966г.)

 
Радиопостановка по одноимённой пьесе советского драматурга Калерии Еремеевой.

О некоторых эпизодах из жизни немецкого поэта Иоганна Вольфганга Гёте (1749-1832) и австрийского композитора Людвига ван Бетховена (1770-1827). Об их встрече в курортном городке Teplitz в 1812 году.

Калерия Аветовна Еремеева (Султанадзе) (20.03.1919г. - 1981г., г. Москва) - советская актриса, драматург. В 1942-1955 гг. служила в Театре им. Евг. Вахтангова. Калерия Аветовна была очень красива, элегантна и обаятельна. Но на её долю выпадали роли эпизодические и не всегда выигрышные. С 1956 года работала в Союзе писателей и в Московском Союзе драматургов.
_________________________

Действующие лица и исполнители:
От автора - Валерий А. Токарев;
Франц Брентано - Юрий В. Яковлев;
Людвиг ван Бетховен - Никита В. Подгорный;
Иоганн Вольфганг Гёте - Анатолий П. Кторов;
слуга - Леонид В. Платонов;
мажордом - Юрий Ф. Лауфер;
Карл Фридрих Цельтер - Владимир И. Осенев;
Анна - Надежда К. Федосова;
Беттина - Юлия К. Борисова;
Она - Эльвира А. Ряховская;
Он - Агрий Р. Аугшкап;
зрители - Борис М. Кумаритов, Юрий О. Колычев, Леонид С. Каневский, Валентина М. Бруснигина.

Режиссёр (радио) - Леонид А. Пчёлкин.
Музыка (использ.) - Йозеф Гайдн, Людвиг ван Бетховен.
Исполнение музыки - Мария Гринберг, Эмиль Г. Гилельс, Лев Н. Оборин.
Монолог Эгмонта из драмы И. Гёте в исполнении Михаила Царёва.
Звучат фрагменты из произведений Л. Бетховена, Й. Гайдна.

Иллюстрации:
- Бетховен и Гёте в Теплице в 1812 году. Гравюра с рисунка Карла Рёлинга. Вторая половина XIX века (Sammlung Archiv für Kunst und Geschichte, Berlin)

P. S.:

Находясь в июле 1812 года в Карлсбаде, Гёте получил от своего великого герцога приглашение немедленно явиться в Теплиц, где молодая австрийская императрица желала побеседовать с поэтом. Гёте едет в Теплиц. Уже с неделю там находится Бетховен. Гёте приехал не ради Бетховена. Но оказавшись поблизости от Бетховена, Гёте, без сомнения, вспомнил увлекательный портрет музыканта, нарисованный ему Беттиной, а также пламенное желание, выраженное Бетховеном, повидать его. Любопытство коллекционера душ взяло верх над тревогой подсознательного «я». Гёте отправился к Бетховену. Гете поступил благородно. Он первый посетил Бетховена (в воскресенье 19 июля). И подобно Беттине, подобно столь многим другим, он с первого же взгляда был покорён. В тот же день он пишет жене: «Более сосредоточенного, энергичного, проникновенного художника я еще никогда не видал». Это не мало ! За всю свою жизнь Гёте не удостоил ни одного другого человека таким признанием его превосходства. Доказательством сильного впечатления, которое произвёл на Гёте Бетховен, является то, что на следующий день, 20 июля, они совершили вместе прогулку. А еще через день, 21 июля, Гете снова посетил вечером Бетховена. Он ещё раз пришел к нему в четверг 23 июля; и Бетховен играл для него на фортепиано... Но через четыре дня, 27-го, Бетховен покинул Теплиц, так как врач послал его в Карлсбад; Гёте мог застать его там лишь с 8 по 11 сентября. Встречались ли они в Карлсбаде ? Мы этого не знаем. 12-го Бетховен снова выехал из Карлсбада в Теплиц, куда Гёте больше не возвращался. И на этом всё кончилось. кончилось. До конца своей жизни они уже больше не встретятся... При встрече Гёте первым протянул руку Бетховену. Поэт был с композитором настолько сердечен, насколько это допускала его натура, всегда немного чопорная вне пределов его искусства и тесной интимности. Бетховен не разочаровал его: впечатление от второй встречи не ослабило первого. Но впечатление Бетховена было, по-видимому, не столь удовлетворительным. Этот поэт, рисовавшийся Бетховену в мечтах с самого детства в виде орла с широкими крыльями, летящего против ветра, предстал ему в образе тайного советника, весьма озабоченного этикетом и чтящего чины, чрезвычайно воспитанного светского человека, чванного, всегда за собой следящего и никогда не дающего волю своим искренним чувствам, - человека, который, выслушав импровизации Бетховена за фортепиано (а мы знаем, каким бурным потоком были его импровизации!), учтиво заметил, что он «играл прелестно...». Несомненно, что Гёте, не зная, что сказать о самой музыке, расхвалил музыканта за беглость его пальцев и «жемчужную» игру, сделав при этом растроганное и проникновенное лицо. Но художественного суждения, суждения мудрости, которого Бетховен ждал от Гёте, не последовало, ибо Гёте в сущности ничего не думал о его музыке: он её не понимал... Вот необыкновенная сцена - описанная (или рассказанная) в самом подлинном бетховенском стиле, - сцена, в которой оба великих художника выступают по отношению друг к другу в весьма неожиданных ролях; ибо Гете оказывается здесь до слез растроганным, а Бетховен сурово распекает его за сентиментальность. «Он кончил играть, - пишет Беттина. - Увидев, что Гёте выглядит глубоко взволнованным, он сказал: - О сударь, этого от вас я не ждал !.. Как-то раз, - дело было уже давно, - я давал в Берлине концерт; я выбивался из сил и думал, что кое-чего достиг; я ожидал успеха; и вдруг, после всех затраченных мною усилий, ни малейшего знака одобрения !.. Поверьте, мне это было очень тяжело ! Я не мог понять, в чём дело... Но вскоре все объяснилось; вся берлинская публика была тонко воспитана; в виде благодарности они приветствовали меня мокрыми от слёз платочками. Я увидел, что имею дело с “романтической”, а не артистической аудиторией... Но от вас, Гёте, я не могу этого принять. Когда ваши стихи проникают в мозг, я гордо стремлюсь подняться на такую же высоту, как вы. Очевидно, мне это не удалось... В противном случае (ваше) восхищение выразилось бы иначе. Вы, однако, должны знать по себе, какую отраду это доставляет, когда вам аплодируют понимающие руки ! Если вы меня не “признаёте”, если вы меня не считаете равным себе, то кто же это сделает ? От какого нищего должен я ждать понимания ?..» - (фрагмент рассказа Romain Rolland в переводе Михаила Кузмина) -