Радиопостановка по мотивам одноимённой повести советского писателя Леонида Семёнова-Спасского.
Белый дрейф - Повесть - Лениздат, 1975 год.
Архангельск, весна 1920-го. Два долгих гудка в тумане, и ледокол забрал концы. Отвалив от стенки, пароход "Соловей Будимирович" спасал от неё семь дюжин жизней: на хвосте висели части 6-й Красной армии, и пароход уносил в серые волны Белого моря ноги первой волны белой эмиграции...
Леонид Григорьевич Семёнов-Спасский (20.09.1936г., г. Степанакерт, НКАО, Азербайджанская ССР - 2006г., г. Санкт-Петербург) - врач, советский прозаик, поэт. Член Союза писателей СССР. Из семьи метеоролога. Когда Леониду исполнилось 3 года семья переехала в Баку. Во время Великой Отечественной войны отец будущего писателя служил по специальности при штабе Каспийской военной флотилии. Летом 1945-го года воинская часть, где служил отец, была передислоцирована в Ригу, в пригороде которой, Шмерли, и прошли первые школьные годы Леонида Григорьевича. В средней школе начал писать стихи. По окончании школы Семёнов-Спасский приезжает в Ленинград и летом 1954 поступает в медицинский институт. Посещает литературное объединение «Нарвская застава», где знакомится с молодыми поэтами Н. Рубцовым, Н. Слепаковой, Ю. Шесталовым. В 1959 стихи Семёнова-Спасского были напечатаны в альманахе «Молодой Ленинград», а затем - в журнале «Нева» и «Звезда». После института Семёнова-Спасского направляют на Камчатку. О своей жизни там он потом поведал в книге «Побережье». По путевке обкома комсомола работает судовым врачом траулера «Браслав», с чего и началась его «литературно-медицинская» деятельность. Он поступает в клиническую ординатуру на кафедру онкологии Гидува и, отойдя от поэзии, переключается на прозу, создает ряд повестей о Камчатке. Замысел написать книгу об историческом ледоколе «Красин» побуждает писателя вновь вернуться на флот, в Мурманске он устраивается судовым врачом на ледокол «Капитан Воронин» и участвует в арктическом плавании, в результате чего возникает книга «Белый дрейф». Затем как врач экспедиционного судна «Обь» Семёнов-Спасский направляется в Антарктику, о чём потом расскажет в книге «Бериллово ожерелье». В 1985 году Семёнов-Спасский побывал в детском санатории «Солнечное», где лечились дети с патологией бронхов и после этого была опубликована книга "Осень в Солнечном", через некоторое время была опубликована повесть «Вечный бой» (1989). В последующие года Семёнов-Спасский печатается редко, и его медицинская практика становится основным родом занятий.
_________________________
Действующие лица и исполнители:
От автора - Борис А. Улитин;
Рюрик Александрович Ануфриев, штурман - Иван П. Дмитриев;
Джон Янович Рекстин, капитан - Сергей Б. Коковкин;
генерал Звягинцев - Владимир И. Ляхов;
моряк - Георгий И. Самойлов;
Отто Свердруп, норвежский капитан -Бруно А. Фрейндлих;
Леонид Брейтфус - Рэм Ф. Лебедев;
Ольга Леонидовна Рекстин, жена капитана - Людмила К. Сапожникова.
Иллюстрации:
«Козьма Минин» в Норвегии, 1920 год
«Козьма Минин» во льдах (на корме видно орудие)
«Соловей Будимирович» в Архангельске в 1919 году
P. S.:
...К началу 1920 года власть в Архангельске еще удерживало в своих руках белогвардейское правительство, поддерживаемое силами Антанты. Но дни его были сочтены, и из архангельского порта одно за другим уходили суда с ценными грузами. Вышел и «Соловей Будимирович», направляясь в Мурманск, оккупированный интервентами. Однако в Баренцевом море судно попало в ледовый плен, и его вынесло в Карское море. На борту парохода находились 84 человека. О их бедственном положении можно судить по телеграмме капитана: «Угля совершенно нет, котлы потушены, отопление помещений производится деревом бочек и палубы. Радиотелеграммы подаются один раз в неделю последними запасами аккумуляторов... Провизия кончается. Умоляем о помощи...» В архангельском порту стоял тогда ледокол «Козьма Минин», он мог бы спасти людей, но «правительство» предпочло бежать на нём за рубеж. «Соловей Будимирович» был брошен на произвол судьбы среди льдов и полярной ночи. Красная Армия освободила Архангельск. Начался новый этап в истории спасения «Соловья Будимировича». Призыв архангелогородцев о помощи бедствующим людям нашёл отклик в самых широких слоях советской общественности. Их обращение в Москву получило немедленную поддержку в правительственных кругах. Советское правительство сразу же начало переговоры с Англией и Норвегией о направлении в Карское море спасательной экспедиции. Советская Россия стремилась сделать всё для спасения судна и людей. Но долго, очень долго попытки получить помощь из-за рубежа не удавались. Переговоры длились весь март 1920 года, но безрезультатно. Они сдвинулись с мертвой точки благодаря поддержке, оказанной советским дипломатам Г. В. Чичерину и Л. Б. Красину Фритьофом Нансеном и Максимом Горьким (Пешковым). 3 июля 1921 года архангельская газета сообщала о прибытии ледоколов: «Вчера около часу дня к Соборной пристани прибыл в сопровождении «III Интернационала» «Соловей Будимирович». На пристани прибывшим была устроена торжественная встреча. Суда на реке все расцвечены флагами. Красными войсками произведен парад.Команда и пассажиры живы и здоровы. Настроение отличное. Генерал Звегинцев и другие офицеры, бывшие на борту «Соловья Будимировича», удрали на плененном Англией «Святогоре» в Норвегию, обнаружив этим свою «англо-истинно русскую» природу.
Рабочие же и крестьяне, бывшие на «Соловье Будимировиче» пошли за «III Интернационалом», благополучно возвращены на лоно Советской России.Привет прибывшим !».
Справка: Бывший канадский ледокольный пароход «Брюс», построен в 1912 году в Англии. В 1914 году куплен русским правительством для управления морским транспортом Беломорско-Мурманского района, новое имя - "Соловей Будимирович". С 1 января до 1 апреля 1917 года входил в состав флотилии Северного Ледовитого океана. 15 апреля 1920 года мобилизован и включён в состав Беломорской военной флотилии, а затем с 24 апреля 1920 года - в состав Морских сил Северного моря. 25 мая 1920 года возвращен Мортрану. С 1921 года - новое имя - "Малыгин". 28 октября 1940 года затонул вo время шторма у берегов Камчатки.