Радиокомпозиция спектакля Московского театра Сатиры по мотивам ранних произведений советского драматурга Николая Погодина «Темп» и «Мой друг» в постановке Марка Захарова.
«Темп» - Пьеса, 1929 год / «Мой друг» - Пьеса, 1932 год.
Главный герой - начальник строительства Григорий Гай, талантливый организатор, умеющий зажечь людей, непримиримый противник бюрократов и подхалимов, резкий на язык и в то же время весёлый жизнерадостный мечтатель...
Николай Фёдорович Погодин (наст. фамилия - Стукалов) - (3 (16) ноября 1900г., станица Гундоровская, Область войска Донского - 19 сентября 1962г., г. Москва,) - советский сценарист и драматург. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1949). Лауреат Ленинской (1959) и двух Сталинских премий (1941, 1951). Автор сценариев таких известных фильмов, как «Первый эшелон», «Кубанские казаки», «Борец и клоун».
________________________
Действующие лица и исполнители:
От автора - Марк А. Захаров;
Григорий Гай - Роман Д. Ткачук;
Софья - Татьяна И. Пельтцер;
Руководящее лицо - Георгий П. Менглет;
Элла, жена Григория Гая - Светлана П. Тарасова;
переводчица - Наталья Н. Саакянц;
Картер, американский специалист - Борис М. Кумаритов;
- и др.
Режиссёр-постановщик (театр) - Марк А. Захаров.
Художник (театр) - А. П. Васильев.
Музыкальный руководитель и дирижёр - А. Л. Кремер.
Дирижёр - С. В. Кондратьев.
Режиссёр-ассистент (театр) - К. Г. Протасов.
Режиссёр-стажёр (театр) - студент ГИТИСа Б. Ф. Суслов.
Помощник режиссёра (театр) - Н. А. Жирекова.
Текст песен - Роберт И. Рождественский.
Композитор - Геннадий И. Гладков.
Иллюстрации:
Н.Погодин
P. S.:
В 1929 году, находясь на Волге, где шло строительство самого крупного в стране тракторного завода, Николай Погодин опубликовал в «Правде» серию очерков под общим названием «Тракторострой». Первый очерк назывался «Темп», и в нём рассказывалось о невиданных и даже немыслимых ранее в нашей стране темпах гигантского строительства и - что было самым важным - о том, как социалистический труд создает социалистическую личность. «Но мне этого было мало, - вспоминал, говоря об очерке, Н. Погодин, - и я вдруг решил рассказать людям об этом чуде на Волге через театр - я сел писать пьесу...». Его неудержимо потянуло показать этих чудесных людей, с которыми он сдружился на Тракторострое, и в первую очередь руководителей строительства - директора Василия Иванова и прораба-американца Джека Колдера. Ведь это они развернули небывалые и немыслимые ранее в нашей стране темпы строительства, покорившие Погодина. Он понимал, что «темп» - понятие не только техническое, что теперь в темпах строительства для его Родины решается историческая задача, а лозунг партии «Догнать и перегнать» равнозначен «быть или не быть». Поэтому ударное слово «Темп» и стало названием пьесы. Перед глазами Погодина возникали отдельные эпизоды, которые он наблюдал на Тракторострое, полные глубокого смысла и драматичности. А записанный и вошедший в очерк спор у начальника строительства ? Он же прямо просился в пьесу... «Эта драматичность, — рассказывал позднее Н. Погодин, - без особых усилий с моей стороны, а иногда и без моего ведома проникала в мои простые сцены и соединяла в один кусок бурной жизни мою первую пьесу «Темп», - а писал я её в темпе газетных очерков, ровно неделю...». Он забывал, что эта неделя явилась как бы итогом его десятилетней напряженной журналистской работы... В драматургию Погодин пришёл со своей темой - темой преобразующей силы социалистического труда, со своим конфликтом, выраженным в борьбе старого, отживающего, с нарождающимся, молодым, с умением зорко всматриваться в жизнь и находить «красные ростки» нового у своих любимых героев. Этих проверенных друзей своей боевой журналистики он привёл в драматургию и создал галерею образов наших современников, несущих в себе неугасимый пламень ленинской веры в победу коммунизма и по-ленински работающих во имя этой победы. Отсюда истоки погодинского оптимизма и чувство самой высокой романтики, которым была освещена пьеса «Темп». Позднее драматург вспоминал: «Написал же я свою первую пьесу при полном незнании законов профессионального мастерства, составляющего драматическое искусство». Действительно, Погодин не знал тогда теории драматургии, и, мне думается, в этом было его счастье. А позже, когда он увидел, что канонические законы драмы, идущие от Аристотеля, могут стать прокрустовым ложем для его современного материала, он не захотел считаться с этими законами. Уже в 1933 году драматург говорил: «У меня никак не укладывается образ в старую форму, которую я отлично знаю...». Но все же кое-какие навыки драматургического письма у него были. Многие статьи и очерки Погодина были расцвечены яркими жизненными картинками, по которым было видно, что их написал журналист, владеющий искусством «словесного действия», когда образ рисуется словом. И наконец, за год до написания «Темпа» он начинает сотрудничать в крестьянской радиогазете и пишет инсценировки и сценки из сельской жизни. Об этом Н. Погодин рассказывал: «...у меня помимо огромного запаса наблюдений разъездного корреспондента был еще опыт большой работы в области радиоинсценировок. Я написал для радио сотни маленьких сцен и драматических композиций и там научился по крайней мере диалогу и движению сцен». В декабре 1929 года Погодин по заданию «Правды» выехал в Ленинград. Там он прочёл свою пьесу ленинградскому корреспонденту «Правды» поэтессе М. Шкапской, которая поверила в его драматургический талант и организовала читку «Темпа» на квартире Л. Сейфуллиной. Он читал свою пьесу в присутствии Алексея Толстого, Корнея Чуковского, Николая Никитина, Лидии Сейфуллиной и Марии Шкапской. Пьеса получила общее одобрение. Перед уходом Л. Сейфуллина тихо сказала Погодину: «Вот вы теперь и писатель. - И добавила: - Драматург», вручив рекомендательное письмо к художественному руководителю Театра им. Евг. Вахтангова А. Попову, в котором говорилось следующее:
«Рада случаю хорошо о себе напомнить советом - не упустить хорошую пьесу. Я уверена, что театру она должна доставить не только успех, но и новую подлинную заслугу. Пьеса Николая Фёдоровича Погодина называется «Темп», она о пятилетке, но не халтура. Прекрасные массовые сцены, большая убедительность, живой диалог, хороший язык заставили меня позавидовать автору. По-моему, в интересах обеих сторон - драматурга и театра - она должна идти впервые у вас. Я убедила Николая Федоровича не оставлять ее МХАТу, а предложить вам». Н. Погодин забрал пьесу из МХАТ, где она лежала без движения, и отдал ее А. Попову. Через три дня «Темп» был принят, и началась работа театра с драматургом. На репетициях Погодин делал для себя выводы из всего увиденного и услышанного, непрерывно улучшая пьесу. «...Ещё за неделю до открытого спектакля, - говорил он позже, - вписывались и переделывались целые сцены». О дальнейшей многотрудной работе Погодина над «Темпом», якобы написанным в семь дней, видно также из его письма к М. Шкапской: «Пьесу сейчас не посылаю вам. Вот третий раз переделаю окончательно, тогда читайте... Как слон, работаю над пьесой... Нет, вообще теперь пьеса уже не совсем драматический очерк...». И всё же, когда театральная критика охарактеризовала «Темп» как сценический очерк, Погодин с удовольствием принял это определение жанра пьесы, как патент на изобретение новой драматургической формы. Ему хотелось быть новатором, и поэтому в своей статье о «Темпе», названной им «Несколько слов о сценическом очерке» (1930), он подтвердил, что «Темп» - это «сценический очерк со всеми особенностями очерка». Ведь тогда драматург ещё не знал, что своей первой пьесой он открыл в драматургии новую производственную тему. На сцену впервые хлынула толпа «несценичных» людей, одетых в телогрейки и лапти. Они говорили на своем колоритном языке о таких нетеатральных вещах, как темпы, соревнование, пуск завода, и эти слова волновали зрителей, потому что вся страна жила тогда теми же чувствами и мыслями. В пьесе «Темп» секретарь парторганизации Лагутин, поздравляя рабочий коллектив, говорит: «На этом участке социалистического строительства горит пламя ленинских идей, здесь живет и действует ленинизм». И начинающий драматург в живых образах и драматических ситуациях раскрывает это положение. Хотя «Темп» сохранял злободневность газетного материала, все же пьеса не была театральной переделкой производственного очерка, потому что драматург, придерживаясь правды фактов, с самого начала стремился, по его словам, «понять их суть, раскрыть их смысл», то есть создать типические, синтезированные образы, которые и вытеснили у него в ходе работы первоначальные газетные зарисовки. В пьесу вошли лучшие и наиболее яркие куски, ситуации и даже отдельные слова не только из очерка «Темп», но и из других ранее написанных Николаем Погодиным вещей.