Макушинский К. - Сапожник Копытко и утка Кря - (сказка), (исп.: Георгий Менглет), (Зап.: 1972г.)

 
Звуковое сопровождение к диафильму.
_____________________

Жил в одном городе маленький сапожник Копытко. Он был большой шалун. Вместо того, чтобы учиться своему ремеслу у мастера Симона Дратвы, он учился всяким глупостям. Мастер очень сердился на озорника, нещадно трепал Копытко за уши, чтобы отучить от этих шалостей, но тот продолжал своё...

Сапожник Копытко и утка Кря (польск.: Szewc Kopytko i kaczor Kwak) - Сказка, 1916 год

Корнель Макушинский (польск.: Kornel Makuszyński) (08.01.1884г., г. Стрый (ныне - Стрыйский р-н, Львовская обл.) - 31.07.1953г., г. Закопане, Польша) - польский прозаик, поэт, фельетонист, театральный критик, публицист, член Польской Академии литературы. Начал своё обучение во Львовской гимназии, но вскоре был исключен из неë за написанное стихотворение, осуждающее священника, запрещавшего детям кататься на льду замëрзшего озера. После исключения из Львовской гимназии учился в гимназии в Перемышле (ныне - Пшемысль (польск.: Przemyśl). После еë окончания, поступил на факультет польской литературы и романских языков Львовского университета им. Яна Казимира. Затем продолжил образование в Сорбонне в Париже, где изучал французскую литературу. Путешествовал по Италии. После окончания учёбы заведовал литературной частью Львовского городского театра. С началом Первой мировой войны Макушинский был отправлены в глубь России, но ему удалось задержаться в Киеве, где начал работать в Польском театре. Сотрудничал с польским обществом писателей и журналистов, какое-то время он был его председателем. Вернулся в Польшу в 1918 году, несколько месяцев прожил во Львове, затем переехал в Варшаву. В Варшаве в 1930-х гг. начал писать произведения для детей и юношества, которые принесли Макушинскому большую популярность. Писатель работал также журналистом. Публиковал рецензии и фельетоны во всех популярных столичных довоенных газетах и журналах. Со временем стал одним из наиболее зна́чимых представителей общественно-культурной жизни Варшавы. Макушинский стал членом Польской академии литературы, а в 1926 году получил литературную премию, затем золотую премию Академии - Wawrzyn Akademicki. По прошествии лет стал почëтным гражданином города Закопане. В 1938 году был награждëн Крестом командора ордена Возрождения Польши. Во время бомбардировки Варшавы в 1939 году, а затем варшавского восстания дом, в котором проживал писатель был уничтожен. В огне погибла собранная им богатая коллекция произведений искусства и ценная библиотека. Макушинский с женой был отправлен в концлагерь в Прушкув. После окончания войны в 1945 году поселился в Закопане. Самыми известными и популярными у юных читателей произведениями Корнеля Макушинского были опубликованные в 1933-1934 гг. истории о Козелеке Матолеке - «120 приключений Козелека Матолека», «Вторая книга приключений Козека Матолека», «Третья книга приключений Козелека Матолека», «Четвёртая книга приключений Козелека Матолека». В 1935-1936 гг. вышли в свет «Потасовки и выходки маленькой обезьянки Фики-Мики» и «Фики-Мики дальше история, кто читает, тот смеётся». Всего из под пера Макушинского вышло более 40-ка произведений. После 1945 года Корнелю Макушинскому запретили публиковаться и он подвергался преследованиям. Сам писатель связывал этот факт с тем, что в 1937 году он был принят в Польскую литературную академию. После 1945 года Макушинскому удалось опубликовать только одну новую книгу - «Письмо с того света» (1946). В Закопане Макушинский жил в тесноте, бедности и забвении.
_____________________

Георгий Павлович Менглет (4 (17) сентября 1912г., г. Воронеж - 01.05.2001г., г. Москва) - советский российский актёр. Народный артист СССР (1974). Лауреат Государственной премии РСФСР им. К. С. Станиславского (1977). Решающее влияние на формирование таланта актёра оказал А. Дикий, в студию которого он был принят в 1934 году. Показал себя актёром острой и точной формы, меткой и часто злой хара́ктерности; обладал ярким импровизационным даром. В начале 1936 года студия Дикого была закрыта; летом того же года он был назначен художественным руководителем Ленинградского Большого драматического театра им. М. Горького (БДТ). Большинство бывших студийцев режиссёр взял с собой, в их числе оказался и Г. Менглет. После ареста А. Д. Дикого в августе 1937 года актёр решил создать новый театр - из студийцев-диковцев. Театр, по его замыслу, негласно должен был стать «театром Дикого», а гласно - русским драматическим театром в какой-нибудь отдалённой от Москвы республике, где постоянно действующего русского театра ещё не было. В Комитете по делам искусств им предложили Таджикскую ССР. В 1937 году Г. Менглет покинул БДТ и с группой единомышленников отправился в столицу Таджикистана Сталинабад (с 1961 - Душанбе), где они основали Русский драматический театр, в 1940 году получивший имя В. Маяковского. В 1943 году создал и стал художественным руководителем Первого фронтового театра Таджикской ССР, который, исколесив множество фронтовых дорог с концертной программой «Салом, друзья!», закончил свой путь в 1944 году в Румынии. Несколько месяцев выступал на сцене Театра имени Е. Вахтангова в Москве, но уже в ноябре 1945 года перешёл в Театр сатиры, в котором прослужил до конца жизни.

Сценарий - Михаил Х. Ландман.
Редактор - Т. Семибратова.
Режиссёр (радио) - Виктория Н. Скурьят.

Иллюстрации:
Kornel Makuszyński
Г.Менглет