Русские народные сказки - Волшебное колечко - (сказка), (исп.: В.Березуцкая, М.Кононов, С.Бубнов, Вс.Абдулов, Г.Вицин, Н.Коновалова, К.Михайлов, И.Бордукова, и др.), (Зап.: 1978г.)

 
Радиопостановка Всесоюзного радио СССР по мотивам русских народных сказок. Известно несколько десятков восточнославянских вариантов сказки "Волшебное колечко". Истоки сюжета, вероятно, восходят к рассказу из древнеиндийского сборника «Двадцать пять рассказов Веталы»; сходный сюжет имеется в тибетском сборнике «Игра Веталы с человеком» и в монголо-ойратском сборнике «Волшебный мертвец». В Европе первые публикации относятся к XVII веку в «Пентамероне» Базиле (III, № 5; IV, № 1). В России много раз издавались лубочные переделки этой сказки, например, «Сказка об Иване, купеческом сыне», «Деревенская забавная старушка». Исследованиями сюжета занимались Аарне, Аникин, Пропп и А. Афанасьев. Чаще всего герой получает кольцо от спасённой им змеи. Была переделана в жанре скоморошина советским писателем Борисом Шергиным. По мотивам сказки в 1979 году на киностудии «Союзмультфильм» был снят одноимённый мультфильм. Также существует авторский вариант сказки, созданный советским писателем Андреем Платоновым. В сборнике «Чувашские сказки» (1937, изд-во «Художественная литература») сюжет встречается в сказке «Солдат и волшебник», записанной в 1912 году.
_________________________

Действующие лица и исполнители:
ведущая - Валентина Ф. Березуцкая;
Мартынка - Михаил И. Кононов;
Пёс Журка - Степан К. Бубнов;
Кот Васька - Всеволод О. Абдулов;
Король - Георгий М. Вицин;
Королевна - Нина П. Коновалова;
Царь-волшебник - Константин К. Михайлов;
Царевна / Мышонок - Ирина А. Бордукова (зн. Солонина);
Мышиный царь - Анатолий И. Баранцев;
Рак - Анатолий И. Баранцев;
Стражники - Борис В. Хвостов, Ибрагим Барги, В. Рыжий;
Царевна (пение) - Эльмира С. Жерздева;
Королевна (пение) - Светлана Резанова.

Автор инсценировки и режиссёр (радио) - Фёдор С. Шейн.
Текст песен - Анатолий Горюшкин.
Композитор - Виктор В. Купревич
Инструментальный ансамбль Балалайка п/у В. Купревича.

P. S.:

Ты, конечно, знаешь замечательную французскую сказку Шарля Перро «Кот в сапогах» ? Совершенно так же построена и наша старинная народная сказка про Кузьму Скоробогатого: кот, доставшийся Кузьме в наследство от отца, и сам по себе не представлявший никакой, казалось бы, ценности, помог своему бедняку хозяину лучше всяких денег... Подобных сказок в сокровищнице народного вымысла разных стран мы встретим еще немало. Вот и сейчас, слушая одну из самых древних и рассказывавшихся в старину по всей Руси сказок про «волшебное кольцо», мы снова познакомимся с удалым, хитроумным котом по имени Васька. Только Мартынке - герою сказки - кот этот достался не даром. Так же, как и преданная, смекалистая собака Журка. Правда, отдавая последние деньги за то, чтобы спасти кота и пса от верной погибели, Мартынка ни на минуту не задумывался о том, воздастся ли ему за доброту чем-то «полезным». Ему просто стало очень жалко бедных животных...А потом, когда он, проработав у барина целых три года, не взял ни копейки за свой труд, а унес на спине тяжеленный мешок с песком, мы, читатели и слушатели, просто не знаем, что о нем, вдовьем сыне, и думать...И всё ж пригодились ему и кот, и пес, и даже этот самый песок ! Ты, конечно, скажешь, что так бывает только в сказках ? Но разве сказка, даже самая что ни на есть волшебная и чудесная, - это только небывальщина? В прекрасных образах и возвышенных словах, в полных неожиданностей событиях сказок заключен глубокий смысл. Столетиями складывались в народе эти легенды и сказания. И теперь в них слова не убавишь, ни одной мелочи не пропустишь. Потому что тогда глубокая мудрость, заключенная в этих «мелочах», окажется неполной, недосказанной. Из поколения в поколение передавая сказки, народ их создатель - мечтал о счастье, о том, чтобы не было больше на свете ни богатеев, ни бедняков, чтобы за добрые дела человеку воздавалось добром. В жизни часто бывало наоборот. Какой-нибудь злобный Кощей не уставал причинять людям горе, власть угнетала бесправных, творился неправый суд... Народная мечта в прекрасных образах волшебной сказки не мирилась с неправдой, надеялась, верила и по-своему билась с ворогами лютыми! Потому сказка и наделяла младшего в семье, например Ивана или Емелю-дурачка, диковинною силой, удачей и разумом. Все вокруг издевались да насмехались над обездоленным, над вдовьим сыном, либо над сиротой неприкаянным. А он, глядь, как раз и умел отгадать самые мудреные загадки, выйти из полымя невредимым, из кипящего котла - красавцем писаным да еще и завоевать любовь красной девицы... В старину некоторые предметы: кольцо, зеркальце, платочек, частый гребень, скатерть вышитую, топор или плеточку с резной рукоятью - называли оберегами. Обереги спасали героев от напастей, от козней злых врагов. Стоило бросить наземь гребень - и позади Ивана-царевича вырастал густой, высокий лес, через который с трудом прорубались враги. Бросит девушка платочек - и разольется бурная река, в которой какая-нибудь Баба-Яга захлебнется. Чудесный топор сам принимался рубить ворогам головы. В зеркальце можно было увидеть все, что на свете творится, и придумать, как оборониться да спастись, еще прежде, чем злые силы начнут погоню...Такие обереги нельзя было добыть ни хитростью, ни обманом. Чудесную силу от говорящей рыбы, от волшебной птицы или от девушки-змеи получали самые любимые народные герои за свою доброту и смелость. Мартынке - вдовьему сыну - волшебное кольцо досталось за кротость и простоту, за то, что умел себя не пожалеть ради спасения других, будь то дочь подземного царя или обыкновенный усатый кот, которого злой мальчишка собирался утопить в реке за кусок пирога... Оберегая своего любимого героя, сказка не забыла и о самой главной опасности, перед которой козни какого-нибудь Кощея со всем его воинством - просто чепуха. Это предательство, жадность и корысть, а самое страшное в предательстве то, что человек, предающий самого близкого друга, мужа или отца, воображает, будто никто не сумеет ему помешать. Так клеймит народный вымысел прекрасную, но лживую королевну в «Волшебном кольце». Вот видишь, сколько мудрых мыслей содержится в такой «небывальщине» ! А сколько еще других, совсем не похожих сказаний-поучений, умных, смешных, страшноватых, с лукавинкой, а иной раз и вовсе насмешливых, хранится в бессмертной памяти народа! Людям навсегда останутся дороги мечты о красоте и правде, о преданной дружбе и верной любви, надежды на справедливость. Сказки, воплощающие в поэтической форме эти мечты и надежды, всегда будут с людьми. - М. Бабаева -