Шкловский В. - Повесть о художнике Федотове - (исп.: А.Рякина, Б.Оленин, В.Васильева, Ю.Пузырёв), (часть 2-я из 2-х), (Зап.: 1959г.)

 
Радиопостановка Всесоюзного радио СССР по мотивам одноимённой книги советского писателя Виктора Шкловского.

Повесть о художнике Федотове - Документальное произведение, 1958 год (год написания: 1954)

Павел Андреевич Федотов (22 июня [4 июля] 1815г., г. Москва - 14 [26] ноября 1852г., г. Санкт-Петербург) - русский живописец и график, академик живописи, родоначальник критического реализма в русской живописи. Академик Императорской Академии Художеств «по живописи домашних сцен» (1848).

Виктор Борисович Шкловский (12 [24] января 1893г., г. Санкт-Петербург - 5 декабря 1984г., г. Москва) - русский и советский писатель, литературовед, критик и киновед, сценарист. Одна из ключевых фигур русского формализма. Родился в семье преподавателя математики, впоследствии профессора Высших артиллерийских курсов Бориса Владимировича Шкловского, еврея-выкреста, и его жены Варвары Карловны, урождённой Бундель, русско-немецкого происхождения. Юность Виктора Шкловского прошла в Санкт-Петербурге. В 1910 году провалился на экзаменах экстерном при Николаевском кадетском корпусе, в 1913 году с серебряной медалью окончил частную гимназию Н. П. Шеповальникова. Ещё гимназистом стал печататься в журнале «Весна». Учился в Петербургском университете на историко-филологическом факультете, посещал лекции таких известных учёных, как академики Крачковский и Бодуэн де Куртенэ. После начала Первой мировой войны осенью 1914 года ушёл добровольцем в армию. Сменил несколько военных специальностей и в 1915 году вернулся в Петроград, где служил в школе броневых офицеров-инструкторов. Принял активное участие в Февральской революции, был избран членом комитета петроградского Запасного броневого дивизиона, в качестве его представителя участвовал в работе Петроградского совета. Как помощник комиссара Временного правительства был направлен на Юго-Западный фронт, где 3 июля 1917 лично возглавил атаку одного из полков, был ранен в живот навылет и получил Георгиевский крест 4-й степени из рук Лавра Корнилова. После выздоровления в качестве помощника комиссара Временного правительства был направлен в Отдельный Кавказский кавалерийский корпус в Персию, где организовывал эвакуацию российских войск и вернулся с ними в Петроград в начале января 1918 года. В Петрограде Шкловский работал в Художественно-исторической комиссии Зимнего дворца и активно участвовал в антибольшевистском заговоре эсеров. Когда заговор был раскрыт, Шкловский был вынужден покинуть Петроград и уехал в Саратов, некоторое время скрывался в психиатрической больнице, одновременно работая над созданием теории прозы. Затем он уехал в Киев, где служил в 4-м автопанцирном дивизионе и участвовал в неудачной попытке свержения гетмана Скоропадского. Выполняя просьбу знакомой, уговорившей его доставить крупную сумму денег в Петроград, добрался почти до самой Москвы, но был узнан агентом ЧК и, спасаясь от ареста, на ходу выпрыгнул из поезда. После этого, добравшись до Москвы, Шкловский встретился с М. Горьким, который ходатайствовал за него перед Яковом Свердловым. По некоторым источникам, Свердлов выдал Шкловскому документ на бланке ВЦИК с требованием прекратить его дело. В конце 1918 года Шкловский решил больше не участвовать в политической деятельности и в начале 1919 вернулся в Петроград, где преподавал теорию литературы в Студии художественного перевода при петроградском издательстве «Всемирная литература». Весной 1920 года Шкловский стрелялся на дуэли, покинул Петроград и отправился на поиски жены, которая выехала на Украину, спасаясь от голода. В рядах Красной армии Шкловский принял участие в боях при Александровске, Херсоне и Каховке. В 1960-е гг. Шкловский разрабатывал теорию кинематографа, много писал о Сергее Эйзенштейне и Льве Толстом. В 1962 году в составе писательской делегации посетил Италию. К тому времени на Западе возник интерес к работам Шкловского 1920-х гг. В 1970-е гг. сотрудничал с Центральным телевидением, выступал рассказчиком в многосерийных телепередачах «Жили-были» (1972) и «Слово о Льве Толстом» (1978).
__________________________

Действующие лица и исполнители:
вступление - Анна Н. Рякина;
От автора - Борис Ю. Оленин;
чтица / Юлия - Вера К. Васильева;
Павел Андреевич Федотов - Юрий Н. Пузырёв.

Инсценировка - Екатерина Г. Дыховичная, Роза М. Иоффе.
Режиссёр (радио) - Роза М. Иоффе.
Звукорежиссёр - Наталья А. Эггерт.
Исполнение музыки - Л. Горский (барабан), Ф. Богодухов (флейта), Николай Алексеев (гитара), Виктор Я. Кручинин (гитара).
Включены отрывки из произведений - Пётр Чайковский (Буря и Увертюра 1812 г.), М. Глинка (Камаринская), старинный вальс "Тихо", романсы П. Федотова (в исполнении Ю. Пузырёва).

Иллюстрации:
В.Шкловский
П.Федотов