Салтыков-Щедрин М. - Господа Головлёвы - (исп.: Е.Весник, В.Кенигсон, А.Смирнов, Е.Гоголева, Б.Горбатов, Б.Телегин, Н.Вилькина, З.Андреева, и др.), (часть 3-я из 5-ти), (Зап.: 1977г.)

 
Радиокомпозиция Всесоюзного радио СССР в исполнении артистов Государственного Академического Малого театра Союза ССР по одноимённому роману русского писателя Михаила Салтыкова-Щедрина в постановке Евгения Весника. Премьера спектакля состоялась на сцене филиала Государственного Академического Малого театра Союза ССР 17 апреля 1976 года.

Господа Головлёвы - Роман, 1880 год

Главный персонаж, Порфирий Владимирович (Иудушка), терроризирует свою семью, извлекая выгоду из любого несчастья, в котором оказываются его близкие, при этом искренне прикрываясь именем Божьим и оправдывая свои поступки Священным Писанием.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (наст. фамилия - Салтыков, псевдоним Николай Щедрин) (15 [27] января 1826г., с. Спас-Угол, Калязинский уезд, Тверская губ. - 28 апреля [10 мая] 1889г., г. Санкт-Петербург) - русский писатель, журналист, редактор журнала «Отечественные записки», Рязанский и Тверской вице-губернатор. Родился в старинной дворянской семье. Первым учителем М. Е. Салтыкова был крепостной человек его родителей, живописец Павел Соколов; потом с ним занимались старшая сестра, священник соседнего села, гувернантка и студент Московской духовной академии. Десяти лет от роду он поступил в Московский дворянский институт, а два года спустя был переведён, как один из лучших учеников, казённокоштным воспитанником в Царскосельский лицей. Именно там он и начал свою деятельность писателя. Первые стихотворения Салтыкова (в бытность его лицеистом) были напечатаны в ежемесячном журнале универсального содержания, выходившем в Санкт-Петербурге - «Библиотека для чтения» (1841 и 1842 гг.); другие, напечатаны в «Современнике» (ред. Плетнёв) в 1844 и 1845 гг.. В течении своей творческой литературной деятельности Салтыков публиковал произведения в литературном журнале «Отечественные записки» (до 1884г.). М. Салтыков работал исключительно для этого журнала. Большая часть написанного им в это время вошла в состав следующих сборников: «Признаки времени» и «Письма из провинции» (1870, 1872, 1885), «История одного города» (1 и 2 изд. 1870; 3 изд. 1883), «Помпадуры и Помпадурши» (1873, 1877, 1882, 1886), «Господа Ташкентцы» (1873, 1881, 1885), «Дневник провинциала в Петербурге» (1873, 1881, 1885), «Благонамеренные речи» (1876, 1883), «В среде умеренности и аккуратности» (1878, 1881, 1885), «Господа Головлёвы» (1880, 1883), «Сборник» (1881, 1883), «Убежище Монрепо» (1880, 1882), «Круглый год» (1880, 1883), «Современная идиллия» (1877-1883), «За рубежом» (1880-1881), «Письма к тётеньке» (1882), «Недоконченные беседы» (1885), «Пошехонские рассказы» (1886). «Сказки», изданные особо в 1887 году, первоначально публиковались в журналах «Отечественные записки», «Неделя», «Русские ведомости», «Сборник литературного фонда». После запрета «Отечественных записок» Салтыков помещал свои произведения преимущественно в «Вестнике Европы»; отдельно «Пёстрые письма» и «Мелочи жизни» были изданы при жизни автора (1886 и 1887), «Пошехонская старина» - после его смерти, в 1890 году.
_______________________

Действующие лица и исполнители:
От автора - Евгений Я. Весник;
Порфирий Владимирович (Иудушка) - Владимир В. Кенигсон;
Владимир Михайлович Головлёв - Аркадий И. Смирнов;
Арина Петровна Головлёва - Елена Н. Гоголева;
Степан Владимирович - Борис Ф. Горбатов;
Павел Владимирович - Борис В. Телегин;
Аннинька - Наталья М. Вилькина;
Любинька - Зинаида Е. Андреева;
Петя - Ярослав П. Барышев;
Володя - Владимир А. Дубровский;
Улита - Генриетта А. Егорова.

Режиссёр-постановщик (театр) - Евгений Я. Весник.
Режиссёр (театр) - Анатолий С. Юнников.
Художник (театр) - Е. И. Куманьков.
Композитор (театр) - Николай П. Будашкин.
Режиссёр (радио) - Николай В. Юрченко.

Иллюстрации:
М.Салтыков-Щедрин
В.Кенигсон (в роли Порфирия Владимировича)
Н.Вилькина (в роли Анниньки)

P. S.:

Евгений Весник, в 1976 году создавший свою театральную версию щедринской истории для Малого театра, тщательно прорабатывал все детали. В «Записках артиста» Весник отмечал: «В процессе создания спектакля по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» мы долго не могли найти специфическую атмосферу дома, семьи, в которой под вуалью благополучия, лживого семейного внимания, любви к маменьке и папеньке господствовали подозрительность, неприязнь друг к другу… Подчеркнутые фарисейство или благополучие не давали должного результата: в первом случае все делались удивительно противными, во втором - нагло врущими и просто примитивными... Как-то репетицию посетил мой знакомый священнослужитель из города Судиславля (в Костромской области) и, сильно окая (как все волжане), обронил: «Всё хорошо, всё по книжке салтыковской, всё натурально, только вот, говоря о Боге, о любви к нему, молясь, крестясь, все лицедеи твои, артисты значит, пребывают в состоянии безбожников, которым что колбаса, что Бог... Нельзя обращаться к Господу Богу поспешно, походя, невзначай, словно спешишь ручей вброд, штаны задравши, перебежать, чтобы в магазин поспеть до закрытия... Вера во Всевышнего требует покоя душевного, неторопливости, уединения. А уж если обращаешься к Богу, не забудь поднять глаза ввысь - там он, там, на небе, Бог-то! И не многословь...». Спасибо батюшке. Вроде бы подсказана небольшая деталь, но именно эта деталь во многом оказалась решающей в успехе спектакля !».