Вагинов К. (Вагенгейм) - Гарпагониана - (исп.: Дмитрий Писаренко)

 
Гарпагониана - Роман, (1933, впервые издан под неправильным названием «Гарпагониада»)

Константин Константинович Вáгинов (до 1915 года - Вагенгейм) (21 сентября [3 октября] 1899г., г. Петербург - 26 апреля 1934г., г. Ленинград) - русский прозаик и поэт, принадлежавший к кругу Михаила Бахтина и группе ОБЭРИУ. Родился в семье ротмистра жандармской службы. Константин Вагенгейм получил образование в гимназии Якова Г. Гуревича, где учился с 1908 года по 1917 год. В 1915 году членам семьи Вагенгеймов (отец, мать и трое сыновей) высочайше было позволено именоваться Вагиновыми (искусственная переделка фамилии, связанная с антинемецкими настроениями в России). Летом 1917 года поступил на юридический факультет Петроградского университета, в 1919 году был мобилизован в Красную армию. Воевал на польском фронте и за Уралом. В 1920 году или в начале 1921 года Вагинов вернулся в Петроград. Ещё в гимназии Константин начал писать стихи. Вагинов входил в разнообразные поэтические группы, в большом количестве существовавшие в Петрограде начала 1920-х гг., а летом 1921 года был принят в «Цех поэтов» Н. Гумилёва. В то же время вместе с Н. Тихоновым, П. Волковым и С. Колбасьевым основал группу «Островитяне». В сентябре 1921 года «Островитяне» выпустили первый (машинописный) сборник стихов, в котором впервые были напечатаны стихи Вагинова. В 1923-1927 гг. Вагинов учился на словесном отделении Высших государственных курсов искусствоведения при Институте истории искусств, одновременно слушая лекции на изобразительном отделении. В 1928 году Вагинов вместе с Д. Хармсом, А. Введенским и Н. Заболоцким принимает участие в знаменитом вечере обэриутов «Три левых часа», который впоследствии в пародийной форме выводит в своём романе «Труды и дни Свистонова». Вагинов скончался после продолжительного заболевания туберкулёзом. Могила Вагинова не сохранилась. Он был похоронен на Смоленском православном кладбище в Блоковской аллее. Однако в 1944 году останки Александра Блока были перезахоронены на «Литераторских мостках» на Волковском кладбище, а могила Вагинова потеряна. Судя по всему, в блокаду.
_____________________

Дмитрий Валентинович Писаренко (16.05.1959г., г. Москва - 20.02.2021г., г. Москва) - советский и российский актёр театра и кино. В 1974-1976гг. участвовал в спектаклях Московского театра им. Ленинского комсомола. В 1980г. окончил Высшее театральное училище им. М. Щепкина (курс В.Коршунова). 1980-1995гг. - актёр Малого театра Союза ССР. Затем работал в Московском Новом драматическом театре, в театре «Школа современной пьесы». Сниматься начал с 1981г. Известность получил после роли основателя Московского университета и Академии художеств Ивана Ивановича Шувалова в историческом биографическом фильме «Михайло Ломоносов». Позже появился в лентах «Берег его жизни» (Финш), «Соучастие в убийстве» (Уоллес Ли), «Баллада для Байрона» (польский офицер). В 1991г. сыграл Фёдора Басманова в историческом фильме «Царь Иван Грозный» по мотивам повести А. Толстого «Князь Серебряный».

К.Вагинов
Д.Писаренко

P. S.:

12 января 1933 года Кjycnfynby Вагинов, находясь в санатории для туберкулезных больных в Гульрипше, пишет письмо своему другу Николаю Чуковскому: «Мой новый роман пока похож на медузу - всасывает всякую дрянь. Если его вытащить на солнце, от него ничего не останется. Я думаю, он будет очень смешной». Уже оконченный и отправленный в издательство роман так и не был завершён: Вагинов взялся за его доработку... Он разобрал первоначальный текст на фрагменты, но не закончил новую форму: сюжетные линии, возникшие в процессе редактирования, путаются, новые персонажи существуют внутри отдельных глав, судьбы героев из первой редакции не прослеживаются во всём объеме романа. Однако сам замысел Вагинова может быть определен - он отражает тенденции литературного дискурса начала 1930-х гг. и понятен в контексте соцреалистической риторики. Сон, по утверждению Вагинова, нельзя изобрести, ибо подлинный сон нелогичен, а все, что изобретается нами, невольно подчинено логике, Вагинов сам занялся собиранием снов для коллекции своего героя. Он рассказал мне, как он выпрашивал сны у больных в туберкулёзном санатории, где лечились люди самых разных профессий. В пересказе Николая Чуковского сновидения становятся одновременно «фактами неподложной реальности и адекватным дискурсом о ней» - они доподлинно отражают частную жизнь, общественные взгляды и вкусы людей разных социальных классов и соответствуют тенденциозному требованию фактуальной обусловленности литературного произведения. Страсть антрополога, с которой Вагинов собирает материал для нового романа, во многом сопутствующая его социализации в качестве профессионального советского писателя, как будто подтверждает интерпретацию Чуковского. С начала 1930 года Вагинов ведет литературную студию на заводе «Светлана», редактирует и помогает выпускать книжки рабкоров, собирает «живой» материал для истории рабочего движения за Нарвской заставой. Тема коллекций и коллекционерского сообщества, важная для творчества Вагинова в целом, в «Гарпагониане» приобретает черты, апеллирующие к опытам 1930-х гг.. По мере продвижения работы над текстом антропологическая интенция, или, точнее, отстраненный квазианалитический взгляд на референциальную реальность, действительно, будет все отчетливей проявляться на страницах машинописей «Гарпагонианы». Такое поведение Вагинова в первую очередь отражает его особенное понимание социального (точнее, социологического) запроса к литературе первой половины 1930-х гг., в которой авторская инстанция предстает фигурой документалиста, фактографа (литературного антрополога). - Дмитрий Бреслер -