Дунаевский И., Масс В., Червинский М. - Белая акация - (оперетта), (исп.: А.Ткаченко, Е.Савицкая, Т.Шмыга, А.Степанова, М.Качалов, В.Чекалов, И.Муштакова, В.Алчевский, и др.), (часть 3-я из 3-х), (Зап.: 1985г.)

 
Радиоверсия оперетты Исаака Дунаевского на либретто советских драматургов Владимира Масса и Михаила Червинского в постановке Владимира Канделаки. Премьера спектакля состоялась в Московском театре оперетты 24 ноября 1955 года. Запись радиоверсии оперетты подготовлена Всесоюзным радио СССР в 1985 году.

«Белая акация» - Оперетта в 3-х действиях

Исаак Осипович Дунаевский (30.01.1900г., Лохвица, Полтавская обл. - 25.07.1955г., г. Москва) - советский композитор и дирижёр; народный артист РСФСР (1950), лауреат двух Сталинских премий (1941, 1951). Депутат Верховного Совета РСФСР 1-го созыва. Автор 11 оперетт и четырёх балетов, музыки к нескольким десяткам кинофильмов, множества популярных советских песен.

Владимир Захарович Масс (18.02.1896г., г. Москва - 30.11.1979г., г. Москва) - советский драматург и сценарист.

Михаил Абрамович Черви́нский (13.06.1911г., г. Одесса - 12.08.1965г., г. Москва) - советский драматург, сценарист, журналист. До войны жил в Ленинграде, получил инженерное образование, писал рассказы, фельетоны, эстрадные монологи. Печатался с 1940 года. Участник Великой Отечественной войны в 1941-1944 гг., получил тяжёлое ранение на фронте, оказался в Москве, где с 1944 года началась его совместная работа с Владимиром З. Массом.
_______________________

Действующие лица и исполнители:
ведущий - Лев Л. Потёмкин;
Пётр Тимофеевич Чумаков, тралмейстер, родной дядя Тоси - Александр П. Ткаченко;
Ольга Ивановна Чумакова - Елена Ф. Савицкая;
Тоня Чумакова (Тося), радистка на базе флотилии "Салют" - Татьяна И. Шмыга;
Кораблёва - Александра Ф. Степанова;
Сергей Сергеевич Кораблёв - Михаил А. Качалов;
Костя Куприянов, капитан-гарпунёр судна "Салют-8" - Владимир И. Чекалов;
Лариса Штепенко - Ирина В. Муштакова;
Яков Наконечников (Яшка-Буксир), делец, кладовщик на базе - Василий И. Алчевский;
Лёша, моряк - Борис К. Витюхов;
Саша, моряк - Анатолий В. Пиневич;
Катя, подруга Тоси - Любовь Т. Фруктина;
режиссёр-кинооператор - Александр П. Малокиенко;
помощник режиссёра - Пётр А. Семков.

Музыка - Исаак О. Дунаевский.
Либретто - Владимир З. Масс, Михаил А. Червинский.
Постановка (театр) - Владимир А. Канделаки.
Хор Московского театра оперетты. Главный хормейстер - Юрис Радышкевич.
Оркестр симфонической и эстрадной музыки Центрального телевидения и Всесоюзного радио СССР. Художественный руководитель и дирижёр - Александр Михайлов.
Звукорежиссёр - . Беднов.
Редактор - . Панкова.

Иллюстрации:
И.Дунаевский
В.Масс
М.Червинский

P. S.:

«Белая акация» - последняя оперетта выдающегося советского композитора Исаака Осиповича Дунаевского, которую он (в содружестве с драматургами В. Массом и М. Червинским) завершил незадолго до смерти. «Белая акации» насыщена ярким мелодизмом. Дунаевский стремился создать произведение красочное, весёлое, проникнутое радостью, светом. Спектакль «Белая акация», впервые поставленный заслуженным деятелем искусств РСФСР В.А. Канделаки 24 ноября 1955 года на сцене Московского театра оперетты, сразу же завоевал признание и любовь зрителей своей глубокой правдивостью, поэтическим изображением действительности. Герои оперетты - наши современники, которые трудятся, любят, страдают и радуются, люди смелые, влюблённые в море и свою нелёгкую профессию моряков. ...Романтика суровой морской жизни привлекает не только старых моряков, но и молодёжь. О вольном морском просторе мечтает и Тоня Чумакова. Желание девушки осуществляется: ее зачисляют радисткой на китобойное судно. В рейс уходит и Константин Куприянов - капитан-гарпунёр одного из судов флотилии, оставляя на берегу свою невесту Ларису - весьма легкомысленное создание, которая занята лишь нарядами и пустыми развлечениями. Подстать Ларисе и её неизменный поклонник - «береговой моряк», снабженец Яков Наконечников по прозвищу «Яшка-буксир». Однако на этот раз в рейс уходит и «Яшка-буксир». Много достается на его долю всяких испытаний: его беспомощность и нелепые положения, в которые он попадает из-за своей неопытности и зазнайства, доставляют окружающим много весёлых минут. По традиции, при переходе экватора на пути в Антарктиду на судне устраивается карнавал, проводится комедийный обряд крещения новичков. За экватором на флотилию обрушивается шторм. Дежурная радистка Тоня Чумакова в тревоге: потеряна связь с китобойным судном. Тоня знает, что капитан Костя Куприянов тяжело переживает долгое молчание Ларисы, терзается сомнениями, тревогой. Чистую и благородную девушку возмущает поведение легкомысленной подруги: ей больно и обидно за Костю. Тем более теперь, в минуту опасности, ему так необходима вера, поддержка любимой. И чтобы успокоить Костю, Тоня посылает ему от имени Ларисы радиограмму с любовным признанием. Радостно встречают жители Одессы возвращение флотилии из трудного и многодневного рейса. Но с особенным волнением ждет этой встречи Тоня, чье сердце заполнил образ любимого ею Кости Куприянова. В финале оперетты разрешаются все конфликты. Молодой капитан убеждается в неверности и легкомыслии своей невесты и по достоинству оценивает искренние чувства Тони. Пути их обязательно сойдутся... В «Белой акации», воспевающей весну, цветение чувств, верность в любви, представлены самые разнообразные музыкальные номера: песни, дуэты, вокальные ансамбли, танцы, симфонические картины... Основные персонажи наделены яркими музыкальными характеристиками. Так, например, герой спектакля Костя Куприянов обрисован двумя песнями. Первая - «Песня о дружбе» - лирический вальс с широкой, распевной мелодией. Во второй - «Песне о маяке» - лирика органично сочетается с мужественностью, энергией (решительный ритм мелодии, чёткое, строгое движение). Великолепна музыкальная характеристика Ларисы. Её выход в первом действии - мазурка - иронически окрашенный образ «гордой красавицы». Мелодия мазурки изящна и гибка. Иронический оттенок арии подчеркнут ансамблем семи кавалеров, в сопровождении которых появляется «героиня». В дуэте Ларисы и ее поклонника Яши сохраняются прихотливость ритма, капризные изгибы мелодии. Здесь явственно проступают черты каскадности; дуэт Ларисы и Яши переходит в танец. Совершенно иной показана Лариса в сцене с Костей (финал первого акта). Она обманывает его, говоря о верной любви. типичные ее интонации исчезают; мелодия вальса. мягкая и плавная, оказывается близкой «Песне о дружбе». Но подлинная Лариса не такова. Это ещё раз подтверждается в песне из третьего действия, в которой Лариса высказывает свои взгляды на жизнь. Здесь снова появляются характерные интонации, рисующие избалованный и эгоистический характер девушки. (По сохранившимся авторским наброскам эта песня была закончена композитором К. Молчановым). Есть своё «кредо», своя твердо сложившаяся система взглядов на жизнь и у Яши Наконечникова. Она выражена в частушках «Жизнь-копейка», которые Яша поёт на корабле. Музыка их нарочито примитивна, банальна, как вся Яшина «философия». Наиболее полная, с особенной любовью выписанная характеристика дана Дунаевским главной героине - Тоне. Девушка впервые появляется с «Песней об Одессе», написанной в традициях советской массовой песни. Более индивидуализирован образ Тони в «Песне об акации». Это перекликающийся по характеру с «Песней о дружбе» лирический вальс с задушевной мелодией, вначале спокойный, распевный, а в среднем разделе - взволнованный. Центральное место в характеристике образа занимает песня Тони на корабле, в которой героиня предстает перед нами как сильный, волевой человек, умеющий глубоко чувствовать, дерзать, и в то же время как весёлая, жизнерадостная девушка. Большим успехом у слушателей пользуется комический терцет Саши, Лёши и Тони. Музыка терцета - своеобразное «вечное движение»; всё время повторяется один и тот же комически жалобный, умоляющий мотив: молодые моряки уговаривают Тоню признаться, кому из них она отдает предпочтение. Запоминаются песенка Чумакова о веселом гарпунере, дуэт Яши и Кати и многие другие номера и сцены этой весёлой оперетты, которая уже много лет с успехом идет на сценах музыкальных театров нашей страны и за рубежом.