Русские былины - Илья Муромец - (исп.: А.Покровский, Р.Филиппов, Е.Лазарев, В.Невинный, А.Кубацкий, А.Смирнов, С.Бубнов, А.Михайлов, А.Баранцев, и др.), (Зап.: 1988г.)

 
Радиопостановка Главной редакции радиовещания для детей Всесоюзного радио СССР по мотивам двух русских былин -
- (1) - Исцеление Ильи Муромца.
- (2) - Илья Муромец и Соловей-разбойник.

Илья Му́ромец (полное былинное имя - Илья Муромец сын Иванович, также встречаются варианты: Илья Моровлин, Муравленин, Муровец, Муромлян; Илия-змееборец) - один из главных героев древнерусского и русского былинного эпоса. Богатырь, крестьянский сын, выходец из Северо-Восточной Руси, приехавший на службу в Киев к князю Владимиру; возглавил оборону Древней Руси. Параличный до 33 лет, получает силу от старцев (другой вариант - от калик перехожих), после чего борется с Соловьём-разбойником, идолищем, жидовином, татарами и, наконец, окаменевает. Некоторыми исследователями отождествляется со святым Илией Печерским Чеботком, мощи которого покоятся в Киево-Печерской лавре. Впервые появляется в письменных источниках в XVI веке у Ф. С. Кмиты-Чернобыльского как Илья Муравленин, у Эриха Лясоты - как исполин Илья Моровлин в Софийском соборе Киева, в некоторых былинах - как Моровец, Муровец, Муравленин, Моровлянин.
__________________________

Действующие лица и исполнители:
сказитель - Алексей Н. Покровский;
Илья Муромец - Роман С. Филиппов;
князь Владимир - Евгений Н. Лазарев;
Соловей-разбойник - Вячеслав М. Невинный;
Калики - Анатолий Л. Кубацкий, Аркадий И. Смирнов;
Мужики черниговские - Степан К. Бубнов, Александр А. Михайлов, Анатолий И. Баранцев;
дочери Соловья-разбойника - Ольга А. Чуваева, Зинаида А. Бокарева, Клара М. Румянова.
Атаман - Юрий Н. Пузырёв;
Девица - Ирина А. Бордукова (Солонина);
Святогор - Степан К. Бубнов;
Конь - Всеволод О. Абдулов.

Инсценировка - Виктор Ф. Трухан.
Режиссёр (радио) - Виктор Ф. Трухан.
Композитор - Владимир Мороз.
Исполнение музыки - Владимир Попов (гусли).
Музыкальный редактор - Елена Носкова.
Звукорежиссёр - Борис А. Жорников, Любовь С. Рындина.
Эстрадно-симфонический оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения, дирижёр - Александр Михайлов.

Иллюстрации:
- Илья Муромец и Соловей Разбойник (иллюстрация И. Билибина, 1940)
- из фото-архива Виктора Трухана (Виктор Трухан: "Нашёл ещё одну уникальную фотографию в студии № 6 ГДРЗ. Я и Алексей Николаевич Покровский. Конец 1980-х гг. Запись "Ильи Муромца". Алексей Николаевич играл роль сказителя".

P. S:

Много столетий звучат на русской земле эти торжественные напевы, со своим особенным неспешным ритмом пения-сказывания, со спокойными рифмами, свободно льющейся мелодией. Разные сказители и сказывают былины по-разному, по-своему. Но каждый уверен, что то, о чем он поет-сказывает, не придумано, не вымышлено, что все это было на самом деле. Потому и дал народ этим распевным преданиям столь многозначительное название - былины. А другой раз называют их старинами, потому что все, о чем в былинах поется, происходило в давние-давние времена, в старину седую, когда только формировалась теперешняя Россия. Первое древнерусское государство с центром в городе Киеве так и называлось - Киевская Русь. Оно просуществовало несколько веков - с VII по середину XIII - и было славно в тогдашнем мире. Русь торговала со многими странами, поставляя в заморские края ценных зверей, лес, украшения. Но и зарились на ее богатства многие. А с начала XIII века начались набеги татаро-монгольских завоевателей. После трагической битвы на реке Калке в 1223 году, в которой погибло великое множество русского воинства, русские княжества попали в долгий «полон». Страшные века татаро-монгольского порабощения (XIII-XV) вошли в народное творчество как время разрушения и унижения народного достоинства. Великий Киев был почти полностью разрушен. Его прекрасные дворцы, златоглавые церкви сожжены. Защитники Киева погибли. Горе, страдания, голод, мор великий настали на земле русской. Князья, передравшиеся и перессорившиеся за свои земли и наделы, не сумевшие спасти землю русскую от врага - татарина поганого, обманули ожидания народа. Именно в это время вспомнили русские люди старые предания о временах славы и могущества Киевской Руси, тот «золотой» век, когда на престоле сидел князь Владимир Святославич - Красно Солнышко, а на подступах к славному Киеву стояла застава богатырская, зорко стерегла величие и покой земли русской, стойко сражалась с ворогами. А их было множество, живших за Днепром в просторных степях. Потом и половцев, и хазар забыли - всех их назвали татарами. И былинные богатыри, храбрые, хитрые, мудрые, могучей силой обладавшие, в народных сказаниях стали побеждать именно чужеземцев с Востока - татаро-монголов. Сколько, по мысли народной, по памяти сказителей и мнению ученых, было на Руси богатырей ? Число их колеблется. До тридцати имен вспоминают сказители. Но самые из них великие богатыри — Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. «Крестовые» побратимы, преданные друг другу, а главное - своему народу и родному Киеву, это люди доблестные, неустрашимые, стойкие, благоразумные, а когда надо - и хитрые. В бою с коварным врагом надобна и военная хитрость, хотя на самом деле это скорее не хитрость, а именно рассудительная мудрость. Моложе всех Алеша Попович, Добрыня - дядя князя Владимира - постарше. Оба этих богатыря очень любимы в народе, хотя Добрыня - знатный дружинник, что-то вроде дворянина, а Алеша, как видно из прозвища, поповский сын. И все-таки старшим народные сказители, создатели и исполнители эпических песен, в один голос называют «мужичище-деревенщину» из села Карачарова, что под городом Муромом. В густых лесах на севере тогдашней Руси стоял этот маленький город. Илья Муромец не играл в управлении городом или хотя бы родным селом никакой роли. Он, нищий «лапотник», как с сочувствием и печалью поют сказители, даже из отцовской избы не мог своими ногами выйти - сидел сиднем на печи да на лавке, беспомощный и бессильный. Так как же могло получиться, что именно этому убогонькому «лапотнику» посвящено самое большое число сюжетов эпической поэзии в мировой литературе?! Ведь славные вести о могучем русском богатыре достигли пределов других стран. О нем писали поэты, жившие и много веков спустя совсем в других концах света. Он стал героем симфоний, опер. Его имя проникло даже в богатырские предания древней Германии и Норвегии ! И, наконец, случился исключительнейший в мировой литературе и истории факт. «Мужичище-деревенщина», как презрительно именовали муромского богатыря и «свой» князь Владимир, и собака Калин-царь, и дочери Соловья-разбойника, - так вот, Илья Муромец был произведен в... святые православной церкви, и его «мощи» долго показывали в Киево-Печерском монастыре ?! Да, такое иногда случается... Впрочем, не иногда. А только однажды: подлинность былинного святорусского богатыря была, что называется, «официально» удостоверена. По многим историческим свидетельствам, гробница Ильи Муромца находилась в усыпальнице Софийского собора в Киеве, рядом с гробницами киевских князей. И хотя не найдено доказательств реального существования этого человека, есть великое множество свидетельств, прямо-таки толкающих на подобные представления. Во всяком случае, Илья Муромец был (если он вообще был) старшим среди защитников Киева во второй половине XII столетия. Дату его смерти даже указывают точно - 1188 год... Что же все это значит? Чему верить? На что опираться ? По всей вероятности, где-то на севере тогдашней Руси жил крестьянин, прославившийся мужеством и силой, бесстрашием в схватках с чужаками, прямодушный и рассудительный. Народ помнит о нем долгие века, поет ему славу в совершенных по художественной форме эпических песнях. Конечно, многое, как и бывает в таких случаях, преувеличивая и обобщая. Но сохраняя главное: горячую преданность родной земле, ум, волю, очень своеобразный характер, сочетающий резкость в речах и поступках, абсолютную честность во всех помыслах. Илья прямо говорит правду в лицо и врагам, и коварному князю. Он предпочтет смерть позору. Он никогда и ни на что не станет жаловаться. Честь воина, достоинство человека для него превыше штатного куска» с княжеского стола. И за русскую землю после произошедшего с ним в былине «Исцеление Ильи Муромца» чуда богатырь готов стоять насмерть. Вот почему он не заискивает и не любезничает с врагами, «нахвальщиками», с чудищем Соловьем-разбойником, очищая от нечисти «дорожку прямоезжую», освобождая Чернигов от полчищ иноземцев, а Киев - от татарского царя Калина. В былине «Илья Муромец и Калин-царь» мы встречаемся с интересным переосмысливанием исторических фактов. Битва при Калке окончилась гибелью русского войска и началом татаро-монгольского ига. Но память народа со временем стерла трагичность события. В образе «собаки Калина-царя» (имя «Калин» явно произведено от названия реки, окрашенной кровью защитников Древней Руси) народ свел воедино все самое отвратительное у захватчиков и угнетателей. Позорная сдача татарского военачальника на милость русского князя с обязательством платить дань произошла века три с лишним спустя, когда Золотая Орда перестала существовать. Но былина эта как раз и сочинена где-то в XVI веке ! Удивительнее другое: народ, пострадавший и от чужеземных властителей, и от «своих» престольных князей, весь свой гений, все умение с маху разить врага, всю мощь своего гнева и нена¬висти, все свои мечты и надежды слил воедино и воплотил все это в образе своего любимого литературного героя ! Каждая былина имеет множество вариантов. Они записывались от разных сказителей. Так вот, в одном из лучших вариантов:
- Я иду служить за веру христианскую,
И за землю Российскую,
Да и за стольный Киев-град,
За вдов, за сирот, за бедных людей...
А для собаки-то князя Владимира
Да не вышел бы я вон из погреба !

В таких замечательных былинах об Илье Муромце выражена поэтическая сила народных представлений о патриотическом долге, о высочайших человеческих качествах любимого персонажа русского национального богатыря.