Рождественский Вс., Ивановский И., Бахрах М., Маршак С. - Былины и сказания. Робин Гуд - (исп.: Я.Смоленский, О.Форостенко), (Зап.: 1977г.)

 
Вашему вниманию запись с грампластинки "Былины и сказания. Робин Гуд" подготовленная и выпущенная Всесоюзной студией "Мелодия" в цикле "В фонотеку школьника". Английские народные баллады о доблестном Робин Гуде в переводах Всеволода А. Рождественского (1895-1977), Игнатия М. Ивановского (1932-2016), М. Бахрах, Самуила. Я. Маршака (1887-1964).
_______________________

Исполнители:
Яков М. Смоленский, Олег Н. Форостенко.

Автор инсценировки - М. Лазарева.
Режиссёр - Евгения И. Бабич.

Иллюстрации:
Памятник Робину Гуду в Ноттингеме

P. S.:

История Робин Гуда дошла до нас в виде средневековых народных баллад, и его образ не привязывался к какой-либо определенной эпохе. Иногда его называют современником Ричарда Львиное Сердце (1189-1199гг.), иногда - королей Эдуарда II или Эдуарда III (1307-1377гг.). Неподалеку от города Ноттингем простирается огромный Шервудский лес, через который проходит проложенный ещё римлянами Великий Северный Тракт - одна из главнейших транспортных артерий Северной Англии. Именно Шервуд и стал главным пристанищем доблестного Робин Гуда и его дружины. Происхождение Робина неясно - его считают приёмным сыном мельника, или вилланом (зависимым крестьянином), или йоменом (свободным земледельцем). Когда враги сожгли его дом, отличный лучник Робин собрал "банду" и ушёл в разбойники. Что за враги разорили селение Робина ? Некоторые исследователи считают, что в балладах отразилась память о завоевании Англии норманнами в XI веке. Завоеватели жестоко притесняли местное население, относясь к нему с откровенным презрением. Бывало, что англосаксы, не желающие покоряться завоевателям, уходили в леса и создавали нечто вроде партизанских отрядов, - возможно, и Робин Гуд был предводителем именно такой дружины. Молодцы Робина жили в Шервуде не только разбоем, но и охотой, которая сама по себе была деянием криминальным. Дело в том, что по закону лесная дичь, особенно олени, принадлежала королю, и специально назначенные лесничие охраняли дичь от поползновений "наглой черни". Браконьера наказывали в зависимости от категории дичины - за всякую мелочь могли отрубить руку, за оленя - повесить. Не зря во многих балладах противниками Робин Гуда выступают именно королевские лесничие. Кроме постоянного мотива противоборства с шерифом, часто в балладах повествуется, как Робин грабит аббатов и монахов (учитывая, что церковь тогда была крупнейшим землевладельцем и взимала с крестьян много налогов, такую народную любовь к "Христовой невесте" легко объяснить). Например, одна баллада объясняет, почему огромный дуб в Шервуде называется Епископским. Однажды некий епископ наткнулся в лесу на Робина и его друзей, которые жарили оленину. По недомыслию прелат принял их за обычных холопов и приказал своим стражникам схватить браконьеров. Разбойники начали притворно умолять о пощаде, но епископ был неумолим. Наконец Робину надоела игра, он подал знак, и из леса подоспела остальная шайка. Епископа взяли в заложники и потребовали большой выкуп, причем любящий позабавиться Робин Гуд заставил епископа отплясывать джигу вокруг большого дуба. Имя Робин Гуда уже в Средневековье стало нарицательным. Так, в Парламентском отчете за 1437 г. содержится ходатайство для ареста некоего Пирса Вэнейблса из Дербишира, который занимается грабежом, скрываясь в лесу, "подобно Робин Гуду и его шайке". Но споры о подлинной личности Робина не утихают до сих пор, ибо в историях о нем крайне трудно отделить правду от вымысла. Директор музея в Ноттингеме Грэхем Блэк считает, что письменная история Робин Гуда началась в 1261 году, когда в Беркшире был объявлен вне закона Уильям, сын Роберта Смита, и клерк, писавший указ, назвал его Уильямом Робингудом. Поэтому, если Робин Гуд действительно существовал, то он, скорее всего, действовал до того времени. Самым вероятным кандидатом на эту роль, по мнению Г. Блэка, является Роберт Гоуд, житель Йорка, который скрывался от правосудия в 1225-1227 гг. Есть упоминание о Робине Худе (Robyne Hude) и Маленьком Джоне (litill Iohne) в "Шотландских хрониках" Эндрю де Винтона в 1420 г. Историк относит их деяния к 1283-1285 гг. Ещё один хронист, Джон Мэйджор, выпустивший в 1521 г. "Историю Великобритании", привязал деятельность Робин Гуда к 1193-1194 гг.. В XVI веке историк Джон Стоу также написал о Робин Гуде как о разбойнике времён царствования Ричарда I. Он якобы возглавлял шайку, в которую входила сотня отважных изгоев. Хотя они и промышляли грабежом, всё же Робин Гуд "не допускал притеснения или иного насилия над женщинами. Он не трогал бедняков, раздавая им все, что отбирал у святош и знатных господ". Современный же учёный, профессор Кембриджского университета Джеймс Холт пишет о Робине так: "Он был совершенно не таким, каким его описывают... Начисто отсутствуют свидетельства, что он грабил богатых, чтобы отдавать деньги бедным. Этими измышлениями легенда обросла через двести и более лет после его смерти. А при жизни он слыл отъявленным негодяем". В 1784 г. в Хейзерсейдже вскрыли предполагаемую могилу Малютки Джона, где обнаружили кости очень высокого человека. Утверждается, что реальный Джон был якобы жестоким убийцей. Именно он однажды убил монаха, предавшего Робина, заодно прирезав и юного послушника, случайного свидетеля злодеяния. Но Джон совершил и немало смелых поступков, вроде спасения Робин Гуда из хорошо укрепленной тюрьмы в Ноттингеме. Относительно личности монаха-весельчака Тука мнения ученых вновь резко расходятся. Одни говорят о том, что этот образ объединяет в себе двух человек, другие уверены в реальности жизнерадостного гуляки. Есть мнение, что его прототипом явился Роберт Стаффорд, священник Линдфилдского прихода в графстве Сассекс, живший в XV веке и подозревавшийся в грабежах и убийствах. Когда вышел приказ о его аресте, он сбежал и под именем Тука организовал шайку, орудовавшую в двухстах милях от Шервуда. Профессор Холт утверждает, что реальный брат Тук, отъявленный головорез, был весьма далек от безобидной весёлости. Как и многие герои народных сказаний, Робин Гуд имеет не только исторические, но и мифологические корни. Иногда прозвище разбойника связывают с персонажем британского фольклора Робином Гудфеллоу (т.е. Робин Добрый малый). Так звали проказливого лесного духа, предводителя то ли эльфов, то ли лепреконов, который носил зеленую одежду. В Англии долго существовал майский праздник, посвященный Робин Гуду, когда крестьяне отправлялись в лес собирать свежие зелёные ветки. Этот обычай свидетельствует о том, что в народном сознании Робин Гуд объединялся с языческим лесным божеством. Кроме того, Hood по-английски означает "капюшон", а о Робине часто говорили, что он носил большой монашеский капюшон. Может, знаменитый герой - образ собирательный ? А капюшон - своеобразный символ обезличивания... Версий о происхождении Робин Гуда так много, что их и не перечесть...