Музыкально-литературная композиция по одноимённой опере русского композитора Николая Римского-Корсакова и сказке Александра Пушкина. В передаче использованы фрагменты спектакля в исполнении солистов, хора и оркестра Государственного академического Большого театра Союза ССР (ныне - Государственный академический Большой театр России).
"Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди" - Сказка, (год написания: 1831)
Однажды царь Салтан подслушал под окнами разговор трех сестриц. Потом женился, родился у царя наследник. Да по навету злому, не увидев сына, отправил он жену с ребенком в море, законопатив в бочку. Сломав бочку, выросший не по дням, а по часам царевич Гвидон спас лебедь, оказавшуюся прекрасной царевной, которая отплатила за спасение и службой, и советом, и любовью.
______________________
Исполнители (чтение + пение):
- (1) - Сказка о царе Салтане: У Лукоморья дуб зелёный
чтение - Вячеслав Тихонов, Алексей Грибов, Виктор Хохряков, Клементина Ростовцева, Лариса Пашкова.
пение - Хор Большого театра СССР, Оркестр Большого театра СССР, Иван Петров, Евгения Смоленская, Елена Шумилова, Лариса Никитина.
- (2) - Сказка о царе Салтане: В синем небе звёзды блещут
чтение - Вячеслав Тихонов, Клементина Ростовцева.
пение - Хор Большого театра СССР, Оркестр Большого театра СССР.
- (3) - Сказка о царе Салтане: Вот открыл царевич очи
чтение - Вячеслав Тихонов, Владимир Ивановский, Евгения Смоленская.
пение - Хор Большого театра СССР, Оркестр Большого театра СССР.
- (4) - Сказка о царе Салтане: Ветер по морю гуляет
чтение - Виктор Хохряков, Вячеслав Тихонов, Клементина Ростовцева, Владимир Ивановский,.
пение - Оркестр Большого театра СССР.
- (5) - Сказка о царе Салтане: Ветер весело шумит, судно по морю бежит
чтение - Виктор Хохряков, Алексей Грибов, Лариса Пашкова.
- (6) - Сказка о царе Салтане: Князь у сине моря ходит
чтение - Клементина Ростовцева, Виктор Хохряков, Лариса Пашкова, Алексей Грибов, Вячеслав Тихонов.
- (7) - Сказка о царе Салтане: Под окном Гвидон сидит
чтение - Вячеслав Тихонов, Виктор Хохряков, Алексей Грибов, Клементина Ростовцева, Лариса Пашкова.
пение - Хор Большого театра СССР, Оркестр Большого театра СССР.
Сценарий - Зоя В. Чернышёва.
Музыка (использ.) - Николай А. Римский-Корсаков.
Звукорежиссёр - В. Власьев.
Дирижёр - В. Небольсин.
P. S.:
В плеяде замечательных композиторов прошлого века выдающееся место принадлежит Николаю Андреевичу Римскому-Корсакову (1844–1908). Щедро одаренный природой, он рано почувствовал в себе музыкальное призвание. Первые серьезные попытки сочинять музыку относятся ко времени пребывания Римского-Корсакова в Морском корпусе, когда он, по собственному признанию, «по целым часам просиживал за роялем». В 1862 году по окончании Морского корпуса Николай Римский-Корсаков совершил кругосветное путешествие на паруснике «Алмаз». Почти три года композитора окружало море, то спокойное, едва подернутое рябью, то грозное и неистово бушующее... Фантастические картины разгневанной водной стихии, а также яркие краски тропических стран поразили воображение Римского-Корсакова. Волшебная красота полуденных земель, где реальная жизнь тесно переплелась со сказкой, впоследствии нашла свое яркое отражение в оперном и симфоническом творчестве композитора. Его излюбленным жанром стала опера-сказка. «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане», «Кащей Бессмертный», «Золотой петушок» – вот далеко не полный перечень произведений композитора-сказочника, в которых Римский-Корсаков выразил свою любовь к русской сказке, к народной музыке, к причудливому и яркому вымыслу. В 1899 году Россия отмечала столетие со дня рождения Александра С. Пушкина. Римский-Корсаков, и раньше обращавшийся к произведениям великого поэта, написал кантату «Песнь о вещем Олеге» и оперу «Сказка о царе Салтане». Композитора привлекла необыкновенная «волшебность» сказки, изобилие чудес и, конечно, сам пушкинский стих, удивительно напевный и сочный... Народную сказку «О царе Салтане» А.С. Пушкин впервые услышал от няни Арины Родионовны в годы Михайловской ссылки. В 1831 г. три сказки из числа семи, собранных и записанных в Михайловском, поэт обработал, создав свои замечательные поэмы-сказки: о Балде, о мертвой царевне, о царе Салтане. Ярка и жизнерадостна «Сказка о царе Салтане». Подчеркивая ее глубоко народный характер, Пушкин дал ей привычное для народной литературы тех лет витиевато-пышное название: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». И вот, спустя многие годы после создания поэтического «Салтана», Римский-Корсаков, очарованный причудливо-фантастическими видениями гвидонова княжества, решил пересказать языком музыки чудесную пушкинскую сказку. В «Летописи моей музыкальной жизни» имеется краткая, но красноречивая запись: «...в лето 1899 весь “Салтан” был сочинен». В октябре 1900 году «Сказка о царе Салтане» была поставлена в Москве на сцене частной оперы С. Мамонтова; декорации к ней написал известный художник-романтик М. Врубель, тонко передавший сказочную атмосферу оперы...
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица», -
Говорит одна девица...
Бесконечный, как нити пряжи, струится разговор сестер. За окнами девичьей светлицы виднеются окутанные золотистой дремотой сторожевые башни и резные маковки церквей салтанова царства... Красота вокруг несказанная. Жить бы всем в мире да согласии, да нет же... Чёрные завистливые мысли не дают покоя злым сестрицам и сватье бабе Бабарихе - задумывают они извести добрую царицу. Одна за другой, как бы выплывая из туманной дымки, перед нами, вслед за явлением острова Буяна с дивным городом Леденцом, причудливой вереницей проходят сказочные картины оперы. Вместе с заморскими гостями-корабельщиками мы дивимся трем чудным чудам: белке, грызущей золотые орехи, дружине дядьки Черномора и, наконец, красоте царевны Лебеди... Для каждого из этих чудес композитор нашел особые музыкальные краски, подчеркивающие всю фантастичность происходящего. Музыка Римского-Корсакова образна и глубоко выразительна. Она то поэтична и нежна, когда рисует призрачно-прекрасный облик царевны Лебеди, то простодушно наивна - в песенке белочки «Во саду ли, в огороде», то натуралистически конкретна, воспроизводя полет шмеля - Гвидона, то полна мягкой лиричности и проникновенной искренности - в пейзажных зарисовках... Картины моря, нарисованные композитором, поражают своей мощью и какой-то почти осязаемой реальностью. Кажется, будто видишь перед собой бескрайний морской простор... Только что водная равнина была прозрачно-синей, а через мгновенье разгневанные валы уже взметают к небу пенные гребни... В предлагаемую композицию включены все основные эпизоды оперы. Вы услышите чудесный сплав музыки и поэзии, в котором музыкальная ткань оперы органически переплетается с чтением пушкинской сказки. - Б. Заболотских -