Радиопостановка Главной редакции литературно-драматического радиовещания Всесоюзного радио СССР по одноимённому роману Алексея Толстого.
Аэлита - Роман, 1923 год
Другие названия: Аэлита (Закат Марса)
Впервые с подзаголовком «Закат Марса» напечатан в журнале «Красная новь», 1922, № 6, 1923, №№ 1, 2. Издание Ладыжникова есть в «Книжной летописи» берлинского журнала «Новая русская книга» № 3-4 (вышел в марте 1923), а также в списке поступивших в редакцию журнала «Современные записки» (Париж) в мартовском номере. Апрельский номер журнала «Печать и революция» сообщает, что госиздатовская «Аэлита» готовится к изданию, на складе она числится в каталоге Госиздата за июнь-декабрь 1923 (отсутствует в предыдущем выпуске). Отрывок «Аэлиты» был экранизирован в 1981 году в телеспектакле из серии «Этот фантастический мир. Выпуск 4».
Наши соотечественники в начале XX века организуют экспедицию на Марс и находят там цивилизацию, которую образовали выходцы с погибшей Атлантиды. Аэлита, дочь главы Марса, влюбляется в землянина - инженера Лося.
__________________________
Действующие лица и исполнители:
От автора - Владимир В. Белокуров;
Инженер Лось - Георгий И. Куликов;
Алексей Гусев - Сергей А. Маркушев;
Скайльс - Анатолий П. Кторов;
Кузьмин - Александр И. Сашин-Никольский;
Хохлов - Алексей Н. Грибов;
Маша - Лилия Резанцева;
Лысый марсианин - Александр П. Грузинский;
Аэлита - Мария И. Бабанова;
Тускуб - Иосиф М. Толчанов;
Инженер Гор - Владимир М. Зельдин;
Ихошка - Нателла Т. Шарашидзе;
а также - Анатолий Д. Папанов.
Инсценировка - Вера Комарницкая.
Режиссёр - Дмитрий А. Вурос.
Композитор - Сигизмунд А. Кац.
Оркестр п/у Арнольда Бирчанского.
__________________________
Отзывы о романе Алексея Н. Толстого "Аэлита":
Юрий Тынянов -
"Взлететь на Марс, разумеется, не трудно - для этого нужен только ультралиддит (вероятно, это что-то вроде бензина). Но вся суть в том, что на Марсе оказывается все как у нас: пыль, городишки и кактусы... Марс скучен, как Марсово поле. Есть хижины, хоть и плетеные, но в сущности довольно безобидные, есть и очень покойные тургеневские усадьбы, и есть русские девушки, одна из них смешана с "принцессой Марса" - Аэлитой... Эта поразительная невозможность выдумать что-либо о Марсе характерна не для одного Толстого. Но - добросовестная фантастика обязывает. Очень серьезны у Толстого все эти "перепончатые крылья" и "плоские, зубастые клювы". И чудесный марсианский кинематограф - "туманный шарик". Серьезна и марсианская философия, почерпнутая из популярного курса и внедренная для задержания действия, слишком мало задерживающегося о марсианские кактусы. А социальная революция на Марсе, по-видимому, ничем не отличается от земной; и единственное живое во всем романе - Гусев..."
Г.Лелевич (Лабори Гилелевич Калмансон) -
"Алексей Толстой, аристократический стилизатор старины, у которого графский титул не только в паспорте, подарил нас вещью слабой и неоригинальной".
Корней Чуковский -
"Роман плоховат, ибо куда нам, писателям технически отсталого народа, сочинять романы о машинах и полетах на другие планеты! Все, что относится собственно к Марсу, нарисовано сбивчиво, неряшливо, хламно."
Нина Петровская -
"Гипербола, фантазия, тончайший психологический анализ, торжественно музыкальная простота языка, все заплетается в пленительную гирлянду".
Ввсеволод Ревич -
"Аэлита" была зачислена в ранг фантастики "научной", хотя ничего особо научного у Толстого нет. Известно, правда, что Толстой, кстати, инженер по образованию, был знаком с трудами Циолковского, и, возможно, позаимствовал у него идею ракеты, но это чисто литературная ракета, на какое-нибудь правдоподобие и не претендующая. Научная достоверность вовсе не заботила Толстого. Великолепный пример - пролет корабля через голову кометы..."
Лев Арцимович, академик, советский физик -
"Дайте читателям хотя бы раз в пять лет одну вещь, подобную "Аэлите".