Шилов Лев - редкие записи (о записи голоса Блока 1920 года)

 
Блок Александр Александрович
28.11.1880 - 07.08.1921
Родился в Петербурге в дворянской семье.
"серьезное писание" началось лишь в семнадцать лет, после окончания Петербургской Введенской гимназии. Эта первая пора творчества (1898—1900) была периодом накопления опыта и поэтическо-го самоопределения Блока. В то время он как бы "переживал" русскую поэзию от Жуковского до Фета. В сознании Блока постепенно сложилась его необычная поэтическая мифология, связанная с образом-символом Вечной Женственности, Прекрасной Дамы, с идеями преображения мира. чувствовал, и творил в ее романтическом духе.
Одним из ключевых событий в жизни Блока стало знакомство в 1901 г. с творчеством философа и поэта Вл. Соловьева. Поэту открылись истоки его смутных переживаний, стала понятней "мистика, которой был насыщен воздух последних лет старого и первых лет нового века". Под влиянием Вл. Соловьева Блока все сильнее захватывала мысль о воплощении Идеала в земной действительности.
Октябрьскую революцию поэт воспринял с воодушевлением. Блок пишет публицистическую статью "Интеллигенция и революция", в которой выступает с призывом принять революцию: "Всем телом, всем сердцем, всем сознанием — слушайте Революцию!" Ему казалось, что сам он улавливает в грохоте событий ее грозную, но величавую "музыку". Кульминацией этих блоковских настроений стала поэма "Двенадцать" (1918). Последней книгой, изданной при жизни поэта, была его пьеса "Рамзес" (1921).
В 1920 г. у Блока появились первые явные признаки душевной депрессии. В апреле 1921 г. он ощутил приступы воспаления сердечных клапанов. В августе того же года он умер в Петрограде.

«Очень мало кто понимает ценность этой минуты...»

Конец 70-х. Магазин грампластинок. Налево – эстрада, направо – классика. У эстрадного прилавка вечная толкучка. В классике – тишина. Продавец тут похож на библиотекаря или учителя. Седой, в теплой жилетке, он сидит у проигрывателя и слушает музыку. Мне хочется заговорить с ним, спросить, что он думает о семнадцатой сонате Бетховена. Но я не решаюсь вывести его из задумчивости, хожу вдоль прилавка, где разложены конверты от пластинок. Я наизусть знаю, где какие лежат. Литературные – в самом конце. Пересчитываю копейки – как раз набирается рубль сорок пять. В эстраде с такими деньгами делать нечего. Классика тоже дорогая, а на литературную пластинку хватит, можно даже сэкономить на мороженое. Блок, Есенин, Пастернак, Ахматова...

И совсем мелким шрифтом: «Составитель Л.Шилов».
Звукоархивист и реставратор, Лев Шилов вернул из небытия голоса Блока, Гумилева, Пастернака... Создал отдел звукозаписи в Государственном литературном музее, где собрал уникальную фонотеку русских писателей и поэтов – от Льва Толстого до Иосифа Бродского. До сих пор лучшие звукореставраторы бывшего Союза встречаются именно здесь, «в подвале у Шилова». Ему выпало сделать одну из последних записей Анны Ахматовой и одну из первых – Булата Окуджавы. Недавно Лев Шилов был награжден Пушкинской серебряной медалью за заслуги перед отечественной культурой.
С 96-го года Лев Алексеевич – директор Дома-музея К.И.Чуковского в Переделкине. В этом доме мы и беседовали по вечерам, когда во дворе запиралась калитка со смешным объявлением «Всегда в продаже пушистые котята».

http://ps.1september.ru/article.php?ID=200205420