ВЛАДИМИР СОКОЛОВ.
Стихотворения
КАК Я ХОЧУ, ЧТОБ СТРОЧКИ ЭТИ.
ПАМЯТИ ТОВАРИЩА.
СТАРЫЕ ЦЕРКВИ БОЛГАРИИ
ВЕНОК.
ПЛАСТИНКА ДОЛЖНА БЫТЬ ХРИПЯЩЕЙ.
НА ВЛАЖНЫЕ ПЛАНКИ ОГРАДЫ.
СНЕГ В СЕНТЯБРЕ
НОВОАРБАТСКАЯ БАЛЛАДА.
НЕТ СИЛ НИКАКИХ , УЛЫБАТЬСЯ.
МНЕ НРАВЯТСЯ ПОЭТЕССЫ
СПАСИБО, МУЗЫКА.
САЛЬЕРИ.
ЦИКАДЫ.
ПОПРОБУЙ ВЫТЯНУТЬСЯ.
ТЫ ПЛАЧЕШЬ В ЗИМНЕЙ ТЕМЕНИ
УКАЗ ПЕТРА.
РОДНЫЕ СТЕНЫ
Читает автор
...Как удивительно в паузах
воздух поет за него.
(В. Соколов. «Венок»)
Так бывает не только, когда соловей поет. Поэзия тоже искусство пауз. Однако научиться такому искусству невозможно. Это врожденный дар, связанный прежде всего с характером мышления. Поэтический характер мышления — главная черта всего творчества Владимира Соколова.
Когда началась война, поэту было лет двенадцать. Совпали два времени — детство и войны. Все вокруг спешило: время, люди, стихи. Чтобы поэзия уцелела, необходимо было замедлять шаг. Это удавалось немногим. Владимиру Соколову удалось. В этом инстинкт самосохранения его поэзии. Между тем именно В. Соколов никогда не писал в своих стихах о том, что спешить — вредно, а суетиться — бесполезно. Он вообще избегал нравоучений, уповая на правду языка, ибо понимал, что в поэзии одной правдой жизни не обойдешься.
Его представлениям о мире присуща целостность. Новые стихи нерасторжимо связаны с самыми ранними. Термин «разви¬тие» здесь не пригоден. Это скорее обогащение представлений, возникновение новых граней поэтического мира.
В соответствии с этим и отношения к слову по сути неизменно. В. Соколов всегда, с самого начала, обращался со словом трогательно робко, как бы стыдясь оскорбить строку оглушительной рифмой или преувеличенным ритмическим ходом. Мускулатура его ритма — трудовая, незаметная, предназначенная для поднятия тяжестей, а не для демонстрации культуристской выпуклости бицепсов, которые сами по себе эффектны, но для трудной работы не годятся.
Артистизм произведений В. Соколова — сугубо подчиненная сила, выражающая тело поэзии, а не ее душу. Однако строгое изящество стихов поэта отличимо в современной русской литературе с первого взгляда и звука, и обостренное чувство красоты, потребность в ней исходят постоянным веянием от сдержанных полнозвучных строк, а бескорыстие формы свидетельствует о подлинности содержания.
Есть особая прочность поэтических основ: за двадцать творческих лет В. Соколова не одна волна всевозможных новации накатывала на берег поэзии. Даже более старшие поэты испытывали на себе их вли¬яние. В. Соколов всегда оставался самим собой, как бы не замечая ряби на воде.
Ясное понимание великого смысла тради¬ции — драгоценное качество поэзии В. Соколова. Его стихи внешне традиционные, но ни на кого не похожи, то есть независимы. Напротив, их оригинальность коренится, как раз в традиции, не позволяющей жизни и искусству расползтись, размякнуть, утратить стройность форм и естества.
«Стихи надо читать монотонно», — говорила Анна Ахматова. В чтении В. Соколова есть какая-то пленительная монотонность, почти отрешенность от собственного текста. Он никогда не допускает развязности, позы, притворства, лишь изредка, в самых необходимых случаях прикасаясь к педали музыкального инструмента; не думая о впечатлении, бесстрашно произносит строку такой, какая она есть на самом деле.
А. Межиров