В исключительно сложный символический рисунок "Снежной маски" А. Блока вплетены мотивы цветка, так же, как и все прочие образы цикла, обремененные ассоциациями с самыми разными культурными пластами. Так, с темой голубого цветка, имеющей цитатный характер (Новалис), в произведение входит традиция немецкого романтизма и сразу же обозначается идеальный план - мир мечты, небесной возвышенности. Выстраивается романтическая модель Двоемирия, и голубой цвет обозначает потустороннее, запредельное небо, недостижимое, но влекущее человека, устремленного к идеалу, жаждущего любви и гармонии. В то же время, поскольку голубой цветок принадлежит вечности, пролегающей за порогом бытия, он оказывается и "спутником смерти".
Символом жизни, страсти в цикле выступает мак - красный цветок, наделенный в культурной традиции сложной и неоднозначной семантикой.
Прежде всего многозначен сам красный цвет (и все его оттенки). Красный - цвет крови, которая, по представлениям древних, была воплощением, вместилищем души и потому олицетворяла жизнь; это цвет огня - первостихии амбивалентной, как и все изначальные мифологемы. Огонь - это и тепло, и пожар, и жизнь, и смерть, и очищающее, и губительное начало. Потому красный цвет олицетворял и солнечный благотворный жар, и небесные грозы; он связывался с одухотворенным образом пророка, с ночным пурпуровым заревом пожара. Таким образом, сам небесный огонь неоднозначен (с одной стороны, - свет, тепло, с другой - карающие громы и молнии). Кроме того, огонь принадлежал не только небу, но и адской бездне. Потому с красным цветом связаны мотивы беспокойства, тревоги - то душевное состояние, которое характерно для лирического героя "Снежной маски".
СНЕЖНАЯ МАСКА
(1907)
Посвящается Н.Н.В.
И вновь, сверкнув из чаши винной,
Ты поселила в сердце страх
Своей улыбкою невинной
В тяжелозмейных волосах.....
Александр Александрович Блок — поэт, один из самых выдающихся представителей русского символизма. В первом опубликованном сборнике предстал как лирик-символист, испытавший влияние мистической поэзии.Позже в романтическую поэзию Блока вошла социальная тема: античеловеческий город с его рабским трудом, нищетой. Настойчиво и сильно выражена в его творчестве ненависть к миру «сытых», к уродливым, бесчеловечным чертам жизни. Любовная лирика Блока романтична, она несёт в себе наряду с восторгом и упоением роковое и трагическое начало.
Проза Блока остро проблемна, социально и эстетически значима; будучи по сути лирической, она трактует общие вопросы культуры, литературы, искусства
Блок ‒ романтик, содержанием поэзии которого стала российская действительность и реальный человек. Характерны многомерность, мятежность, эмоциональная напряжённость его лирического героя, многокрасочность и новаторство художественных средств.