МХАТ СССР им. М.Горького. К 75-летию театра. 1898-1973 гг. - Зарубежная драматургия на сцене Художественного театра - (часть 7-я из 9-ти)

 
серия "Живые страницы истории советского театра"

ПЛАСТИНКА 7-я - Зарубежная драматургия на сцене Художественного театра

Фрагменты из спектаклей -
П. Бомарше - "Безумный день, или женитьба Фигаро"
Р. Шеридан - "Школа злословия"
Ж. Б. Мольер - "Тартюф"
Ф. Шиллер - "Мария Стюарт"
Дж. Килти - "Милый лжец"
________________________

Премьера «Женитьбы Фигаро» состоялась 28 апреля 1927 года. Этот спектакль по праву считается одной из лучших режиссерских работ К. С. Станиславского и самой блестящей постановкой западной классики в Художественном театре (режиссеры - Б. Вершилов и Е. Телешева). На фоне празднично-ярких декораций А. Головина в стремительно-искрящемся ритме пробегал этот «безумный день». Станиславский рассматривал эту комедию как народную, и этому пониманию пьесы как произведения, выражающего революционный дух непокорного плебейства, подчинил свою богатую режиссёрскую фантазию. Элегантный будуар графини сменяли задворки замка, где происходила свадьба Фигаро и Сюзанны, белыми беседками светился в ночи таинственный сад. А Фигаро блистательно выкручивался изо всех хитрых ловушек, расставленных графом Альмавивой, и, смеясь над своим господином, завоевывал любимую девушку. В спектакле «Школа злословия», поставленном в 1940 году режиссерами Н. Горчаковым и П. Ларгиным по пьесе английского драматурга Р. Шеридана, театр иронизировал над пуританизмом, над сборищем сплетников и ханжей. Четкое стилистическое решение, изящество актерского мастерства отличали спектакль; иронический стиль подчеркивался острыми декорациями Н. Акимова. В записи дается одна из лучших сцен - ссора сэра Питера (М. Яншин) и леди Тизл (О. Андровская), их насмешливо-веселый дуэт «Голубок и горлица». Мольеровского «Тартюфа» Художественный театр показал в 1939 году. Работа над спектаклем была начата К. С. Станиславским и после его смерти закончена его учениками - М. Кедровым, В. Топорковым (художник - А. Вильямс). В «Тартюфе» театр не только отбросил «всякий намёк на стилизацию, но с ревнивой требовательностью уничтожил все «мольеровские» трафареты и штампы, пробиваясь к жизненной реальности» (П. Марков, Н. Чушкин). Фанатическая любовь Оргона к Тартюфу вырастала до полной одержимости, а трагедия обманутого доверия, пережитая В. Топорковым - Органом, во всей напряженности, являлась поводом для неожиданных, острых и блестящих комедийных ситуаций. Премьера «Марии Стюарт», первого произведения Шиллера на сцене Художественного театра, состоялась в 1957 году (художник - Б. Эрдман). Режиссер спек¬такля В. Станицын определял конфликт спектакля как острую политическую борьбу за престол, в котором Ма¬рия борется, а не страдает. Эта борьба достигла огромного внутреннего напряжения в сцене встречи двух королев - Елизаветы (А. Степанова) и Марии (А. Тарасова). Пьеса «Милый лжец» написана американским драматургом Джеромом Килти на основе подлинной переписки великого английского драматурга Бернарда Шоу и известной актрисы Патрик Кемпбел, длившейся около сорока лет. Эта эпистолярная комедия с двумя действующими лицами обошла лучшие сцены мира. МХАТ обратился к ней в 1962 году как к пьесе психологической и вместе с тем несущей большие общественные проблемы. Режиссер спектакля И. Раевский, художник Л. Батурин и композитор К. Молчанов глубоко почувствовали атмосферу эпохи. Великолепный дуэт А. Кторова - Шоу и А. Степановой - Кемпбел передавал духовную близость бесконечно преданных друг другу людей.