серия "Живые страницы истории советского театра"
ПЛАСТИНКА 3-я - МХАТ и советская драматургия
Фрагменты из спектаклей -
К. Тренев - "Любовь Яровая"
Н. Вирта - "Земля"
К. Симонов - "Русские люди"
А. Корнейчук - "Платон Кречет"
Л. Леонов - "Золотая карета"
С. Алёшин - "Всё остаётся людям"
________________________
Спектакли отображали картины жизни молодой советской республики, передавали пафос Советской России. В 1956 году МХАТ вновь вернулся к пьесе Н. Ф. Погодина «Кремлевские куранты». В результате совместной работы театра и драматурга была создана новая редакция спектакля, осуществленного М. Кнебель, И. Раевским и В. Марковым. Роль Ленина исполнял в нем Б. Смирнов. В записи даются фрагменты из спектакля 1956 года. Спектакль «Третья патетическая», поставленный в 1958 году М. Кедровым (художник - Л. Батурин), явился новым этапом в решении ленинской темы.
В пьесе, по словам Погодина, была изображена «труднейшая пора в истории советского государства: 1923-1924 годы, НЭП, период сложного и напряженного положения в партии. Острая политическая обстановка в стране усугублялась тяжелой неизлечимой болезнью Ильича. Все это определяло трагедийное звучание произведения, трагический пафос драмы. Отсюда родилось и название - «патетическая»... События, отображенные драматургом, были воссозданы на сцене во всей их сложности. «Нам надо быть нечеловечески стойкими, воспитывать в себе новых людей неслыханного революционного духа... новых, наступающих, переделывающих мир, - говорит в финале спектакля Ленин, словно обращаясь к молодому поколению. - Идите и не отступайте!..» За большую вдохновенную работу Н. Погодин и исполнитель роли В. И. Ленина Б. Смирнов были удостоены Ленинской премии. Поиски МХАТ современного героя были связаны с привлечением к работе театра многих драматургов, произведения которых стали этапными в развитии советского театрального искусства. Это прежде всего К. Тренев, Вс. Иванов, Н. Вирта, А. Афиногенов, М. Булгаков, К. Симонов, Л. Леонов, Н. Погодин, А. Корнейчук, С. Алешин. Пьесу К. Тренева «Любовь Яровая» Художественный театр показал 29 декабря 1936 года (руководитель постановки - Вл. И. Немирович-Данченко, режиссер - И. Судаков, художник - Н. Акимов). «Зерно пьесы и ее бытовой фон - революция», - писал Вл. И. Немирович-Данченко. Театр стремился к созданию огромного «художественного, исторического и бытового полотна». Атмосфера эпохи была передана в этом спектакле в образах коммунистов Кошкина (А. Чебан) и Шванди (Б. Ливанов), в глубоко трагическом конфликте Любови Яровой (К. Еланская) и ее мужа, поручика Ярового (Б. Добронравов), в галерее ярких, запоминающихся образов - Пановой, Горностаева, Дуньки, Чира, Пикалова и других. Через острейшие социальные конфликты столкновения судеб и характеров театру удалось показать торжество дела революции, величие ее правды. «- Нужно отметить, - писал К. Тренев, - что огромный мастер Вл. И. Немирович-Данченко поднял пьесу на такую высоту, какой она не только не видела, но на какую... и не могла претендовать...» Спектакль «Земля» (1937), поставленный по роману Н. Вирты «Одиночество» Л. Леонидовым и Н. Горчаковым, воскрешал на сцене борьбу большевиков с кулачеством в годы становления советской власти в деревне. «Идейной основой спектакля, - писала пресса, - стала тема народа... Театр изобразил трудный, но действительно достойный его путь поисков нового героя... И отсюда черты эпического стиля в спектакле, его художественное своеобразие». Художник В. Рындин в своих декорациях дал широкую панораму русского пейзажа, на фоне которого острее воспринимался драматизм встречи двух братьев - большевика Листрата (Б. Добронравов) и беляка Леньки (В. Белокуров). В годы Великой Отечественной войны театр ставит пьесу К. Симонова «Русские люди» (1943). Мхатовцы под руководством Н. Хмелева (режиссеры спектакля - в. Станицын и М. Кнебель. художник - В. Дмитриев) старались раскрыть то сокровенное, героическое, что таилось в обыкновенных, казалось бы, ничем не примечательных людях. Многие эпизоды этого спектакля волновали своей открытой патетикой. Кульминационной была сцена из 6-й картины - уход Глобы (А. Грибов) на выполнение задания, с которого живым ему не вернуться. «Особое чувство театра» и ощущение современности привлекло внимание МХАТ к пьесе А. Корнейчука «Платон Кречет». Спектакль, поставленный в 1935 году И. Судаковым (художник - А. Гончаров), рассказал о героике наших будней, о поэзии повседневного труда; в нем получил воплощение образ человека, созданного новым общественным строем, образ хирурга Платона Кречета. «Главное для Платона - это борьба со смертью. И этим все должно быть пронизано». - так определил Вл. И. Немирович-Данченко суть образа. Эта мысль отчетливо прозвучала в словах Кречета (Б. Добронравов), ставших лейтмотивом спектакля: «У человечества украдено солнце - на миллионы лет. Мы возвращаем его. Впервые в истории человечества у нас смерть отступает. И я верю... недалек тот день, когда мы уничтожим преждевременную старость навсегда, отвоюем у смерти время, вернем будущим поколениям миллионы солнечных дней...» Спектакль «Платон Кречет» явился важнейшей вехой на пути освоения театром современной темы.