Феликс Иванович Чуев (04.04.1941г., Свободный, Амурская обл. - 02.04.1999г., г. Москва) - советский поэт, прозаик, публицист. Родился в семье военного лётчика. После окончания средней школы № 9 в Кишинёве поступил в Чугуевское военное авиаучилище лётчиков, но вскоре по состоянию здоровья был комиссован. После чего поступает на физико-математический факультет Кишинёвского государственного университета, а через год перевёлся в Московский энергетический институт на факультет автоматики и вычислительной техники, который окончил в 1964 году. Определяющей для творчества Чуева стала тема лётчиков и судьбы послевоенного поколения. Начал печататься в 11 лет. В 20 лет Феликс Чуев создаёт первую книгу стихов «Год рождения 41-й». Впоследствии публикует книги, среди которых «Соколиная песня крыла» (1970), «Отечество» (1972), «Награда» (1985), «Русский пламень» (1990) и др. Многие стихи Чуева стали песнями, музыку на стихи поэта писали такие известные композиторы, как Владимир Шаинский, Евгений Дога. Феликс Чуев сочетал в себе поэтический дар с талантом публициста. Он автор документально-художественных повестей о крупнейшем учёном Б.Стечкине, выдающемся авиаконструкторе С.Ильюшине, автор документальных произведений «Сто сорок бесед с Молотовым», «Солдаты империи». Книга «Сто сорок бесед с Молотовым», основана на многочисленных личных интервью с Вячеславом Молотовым с 1971г. по 1985г.
- (1) - Батя;
- (2) - А дома я его боялся;
- (3) - Вечный лётчик;
- (4) - Лётный полк;
- (5) - Минута молчания;
- (6) - Больше всех люблю от звёзд (фрагмент поэмы);
- (7) - Когда князья Словен и Рус;
- (8) - Сыну;
- (9) - Я сижу под вишней, отдыхаю;
- (10) - Маме, если б она жила сейчас;
- (11) - Галина Семёновна;
- (12) - В тиши окраинных ночей;
- (13) - Художник, василька не прозевай;
- (14) - Пусть жизни свет палит;
- (15) - Когда ты станешь ветераном;
- (16) - Платком тумана;
- (17) - Землю ночь повяжет;
- (18) - Маки.
Иллюстрации:
Ф.Чуев
Ф.Чуев (на фото слева) и В.Молотов
P.S.:
Всякий настоящий поэт, как и каждый настоящий человек, начинается с высоких идеалов, с нравственных предписаний для себя, с ответственности. Идеалами для Феликса Чуева были его отец-пилот, равно как Чкалов и другие славные советские летчики. И я бы сказал, что он благодарно продолжает дело своего отца - в песне и в стихах. Для него небо было таким же дорогим и родным с детства, как для крестьянского мальчика - поле, земля. Это детство, эту биографию нельзя придумать или присвоить. Он полюбил сызмала людей нашего неба, их облик, их образы, их широту и рыцарство. О хороших писателях говорят, что у них есть чувство земли, У Феликса Чуева есть чувство неба. И вот год за годом он растет как благодарный сын этого неба, как поэт его. В стихах о космонавте Комарове у Чуева есть такие строки:
Захлебнулись радиостанции.
С неба капсула -
как слеза.
Опустила мать-авиация
голубые свои глаза.
Чтобы найти в стихах такой обрез, надо иметь его в своей душе.
Чуев знает нашу авиацию в лицах, конкретно. И поэтому он имеет право обобщать:
У летчиков все звания равны.
На летном поле мало козыряют.
А в воздухе погоны не нужны -
У летчиков и маршалы летают !
Гоголь писал: «Всё извлеченное из внешнего мира художник сперва заключает в душу, а уж оттуда, из душевного родника, устремляет его одной согласной, торжествующей песней». Эти слова хочется повторить и применительно к Феликсу Чуеву, и его песне о небе. И это не просто песня о небе. Было бы неверным так сужать разнообразное и емкое творчество этого яркого, самобытного поэта. У Чуева общение героя с небом ведет к познанию человека, его лучших душевных качеств. Это стихи о человеке, в небе постигающем землю, стихи о любви, о земле, о Родине и ее славных героях. Чувство благодарности и верности нельзя привить искусственно. Нравственные основы поэта истинны, народны.
...Они так понимающе кивали,
искали мать, ботинками гремя.
Они меня запомнили едва ли,
а завтра умирали за меня.
Это благодарность воинам, защитникам Родины. А какая нежность в стихах «Орловская порода»:
Я счастлив тем,
что я орловской крови,
что дед мой был
орловским кузнецом,
что я и сам сегодня
встал бы вровень
с орловским соколом -
моим отцом.
И я не знаю, хорошо ли, плохо -
я прожил жизни деда и отца,
и взрослей себя на две эпохи,
и вижу даль
с отцовского крыльца.
Верность всему, что дорого, беспокойство за него и ответственность держат в «постоянной человеческой форме» лирического героя. Поэту мало быть способным, талантливым - нужно приложение таланта и реальности, и только это может дать плоды. Для того, чтобы состоялся поэт, кроме таланта, знаний, характере, еще нужен реальный мир, реальный герой. У Феликса Чуева есть этот реальный мир, реальный герой, знание этого героя изнутри. Есть у него своя земля - в данном случае Небо. - Михаил Львов -