Ахматова А - Трилистник московский

 
Для того чтобы понять, какое значение для поэтессы имела Москва, несомненно, необходимо прибегнуть к анализу ее лирики. Только таким образом возможно понимание душевного состояния поэта, его переживаний, волнений.

Она радуется тому, что война окончена. На фоне этой всеобщей радости происходит, так сказать, «примирение» Ахматовой с Москвой. Теперь она гордится этим городом, она им восхищается… Москва предстает победительницей. Еще одно стихотворение «Трилистник московский» появляется в 1963 году. В нем Ахматова уже прощается с Москвой, со всеми своими друзьями, жившими там. Этот город стал ей почти как родной. Наверно это связано с тем, что у Ахматовой было очень много знакомых в Москве, с которыми она часто встречалась и которые были ей очень дороги. «Ахматовки», так называл эти встречи Пастернак. Среди морозной праздничной Москвы

Анна Ахматова

Трилистник московский

Почти в альбом

Улышишь гром и вспомнишь обо мне,
Поудмаешь: она грозы желала...
Полоска неба будет твердо-алой,
А сердце будет как тогда — в огне.
Случится это в тот московский день,
Когда я город навсегда покину
И устремлюсь к желанному притину,
Свою меж вас еще оставив тень.

Без названия

Среди морозной праздничной Москвы,
Где протекает наше расставанье
И где, наверное, прочтете вы
Прощальных песен первое изданье —
Немного удивленные глаза:
«Что? Что? Уже? Не может быть!» —
«Конечно!..»
И святочного неба бирюза.
И все кругом блаженно и безгрешно...
Нет, так не расставался никогда
Никто ни с кем, и это нам награда
За подвиг наш.

Еще тост

За веру твою! И за верность мою!
За то, что с тобою мы в этом краю!
Пускай навсегда заколдованы мы,
Но не было в мире прекрасней зимы,
И не было в небе узорней крестов,
Воздушней цепочек, длиннее мостов...
За то, что все плыло, беззвучно скользя.
За то, что нам видеть друг друга нельзя.

1961-1963

Ахматова Анна Андреевна
(настоящая фамилия Горенко) (1889, Большой Фонтан, близ Одессы, — 1966, Домодедово, под Москвой), поэтесса. На протяжении всего творческого пути Москва оставалась для Ахматовой городом, олицетворяющим Родину, русскую культуру. По выражению Ахматовой, одного из тончайших русских лириков XX в., соединившей «пушкинскую» ясность письма и психологический драматизм современного поэтического языка, «всё в Москве пропитано стихами». Часто и надолго приезжая после Октябрьской революции в Москву, Ахматова обычно останавливалась в семье писателя-сатирика В.Е. Ардова (улица Большая Ордынка, 17; ныне «Ахматовский культурный центр»), где работала над стихами и статьями об А.С. Пушкине и где бывала М.И. Цветаева. Ахматова часто навещала К.И. Чуковского (Тверской бульвар, 25, флигель), М.А. Булгакова (Нащокинский переулок, 3/5 и Большая Пироговская улица, 35а), Б.Л. Пастернака (Лаврушинский переулок, 17), О.Э. Мандельштама (Тверской бульвар, 25, флигель), участвовала в вечерах поэзии, которые проводились в 20-х гг. в Большой аудитории Политехнического музея (Новая площадь, 3); была знакома с А.А. Блоком, В.В. Маяковским. В январе 1950 Ахматова приезжала в столицу с передачей для репрессированного сына — Л.Н. Гумилёва. Тема Москвы как города яркой и тревожной любви поэтессы отразилась в небольшом цикле Ахматовой «Трилистник московский» (в том числе в стихотворении «Без названия»: «Среди морозной праздничной Москвы, / Где протекает наше расставанье...») и других стихотворениях. Скончавшаяся в Подмосковье, Ахматова была похоронена в Комарове, близ Петербурга.

http://ahmatova.niv.ru/review/ahmatova/008/787.htm