Мариэтта Шагинян
ЧЕТЫРЕ УРОКА У ЛЕНИНА
Урок первый—
Ленин-агитатор
Фрагмент из книги
Читает Елена Фадеева
Лениниана в советской литературе, искусстве, драматургии обширна и многозначна. Начиная со знаменитой статьи М. Горького о Ленине, с первого воплощения бессмертного образе в незабываемом фильме «Ленин в Октябре», где главную роль играл Б. Щукин, деятели искусства и лите¬ратуры стремятся к передаче всего неиссякаемого многообразия человеческих, личностных черт Владимира Ильича.
...Вглядываясь в известные фотографии В. И.Ленина, мы даже в знакомых открываем бесконечное количество оттенков. Если же среди «хрестоматийных» изображений встречаются доселе малоизвестные, мы вынуждены признаться себе, что вот эта, скажем, фотография, где молодой Ленин, задумавшись, смотрит на шахматную доску или заразительно, безудержно, почти по-детски хохочет, поддразнивая проигравшего противника, открывает нам не меньше в человеческом обаянии Ленина, в его непосредственности или умении глубоко сосредоточиться, чем, например, та общеизвестная, где Владимир Ильич с лукавым прищуром слушает Герберта Уэллса.
И все-таки фотографии, хотя это и самое достоверное из свидетельств, конечно же, не способны воссоздать всей полноты характера этого сложного и такого простого во внешних проявлениях человека. Тот, кто внимательно читал ленинские статьи, речи, письма, записки, не раз поражался, сколько глубинной энергии, юмора, уничтожающего или добродушного, сколько порой ярости и гнева, ярко высвечивающих бескомпромиссность, непримиримость даже по отношению к близким ему людям, скрыто в этих лаконичных строках, сколько оттенков всех человеческих чувств формируют этот неповторимый характер.
Слушая ленинский голос в несовершенных записях первых лет существования Советского государства, мы улавливаем нюансы, из которых также складывается целостный облик вождя, руководителя, человека. Ленин не терпел афиширования, был чрезвычайно сдержан в проявлениях чувств в быту. Но внимательный, заинтересованный читатель откроет в его письмах, в воспоминаниях его близких, друзей множество черт, ярко воссоздающих его не только «словесный», но, самое главное, живой и очень своеобразный характер: предельную скромность и несокрушимую уверенность в правоте революционного дела, удивительную деликатность, духовную мощь и энергию мысли, лукавую ироничность и способность мгновенно оценивать ситуацию, кажущуюся другим безвыходной и вызывающую мол¬ниеносные, единственно верные решения у Ле¬нина...
Все эти бесценные черточки, нюансы и оттенки — неисчерпаемый материал для творческого вдохновения подлинного художника. Через их художественное осмысление прошли создатель замечательной трилогии о Ленине драматург Николай Погодин, писатель Константин Федин и одна из старейших советских писательниц Мариэтта Шагинян,
Книга М. Шагинян «Четыре уроке у Ленина» рождалась долго и мучительно. Сама писательни¬ца признается, что для того, чтобы написать эту книгу, потребовалось немало усилий: она предприняла длительное путешествие за границу — в Италию, Францию, Великобританию, объездив места, где жил В. И. Ленин.
А главное — понадобился и писательский, и долгий человеческий опыт, накопленный десяти¬летиями. «Четыре урока у Ленина» — не первый вклад М. С. Шагинян в литературную Лениниану. По словам писательницы, «Семья Ульяновых» и «Первая Всероссийская» «были подступами к Ленину через изучение 60-х и 70-х годов и об¬разы его семьи и детства». Но «тема «Ленин», сам Ленин, мудрый, взрослый, учитель, преобразова¬тель жизни, открывший новую эру не только в социально-политической области, но и в этике, в философии, в теории познания, оставалась все еще впереди. И я решилась наконец приступить к ней. Так родилась, вернее — начала рождаться, самая трудная, самая увлекательная книге в моей жизни.
Я назвала ее «Четыре урока у Ленина», потому что совсем не претендую в ней на какую-либо полноту или хотя бы попытку охвата лениниз¬ма. В ней затронуты лишь отдельные моменты ленинского мышления, отдельные особенности его теории познания, отношения его к проблемам нравственности, к творчеству художника, в поведении человека. Это действительно только четыре урока у Ильича, полученные у него самого от чтения его книг и воспоминаний о нем. Мне бы хотелось, чтоб советские люди прочли эту книгу; она писалась с думой о нашей молодежи и о будущем нашей страны, которое ей предстоит cтать».
Фрагменты книги М, Шагинян «Четыре урока у Ленина» записаны в исполнении народной артистки РСФСР Елены Фадеевой, создавшей на театральной сцене и на киноэкране строгий, возвышенный образ Марии Александровны У льяновой.
М. Бабаева