Среди поклонников Кармен,
Среди поклонников Кармен,
Спешащих пестрою толпою,
Ее зовущих за собою,
Один, как тень у серых стен
Ночной таверны Лиллас-Пастья,
Молчит и сумрачно глядит,
Не ждет, не требует участья,
Когда же бубен зазвучит
И глухо зазвенят запястья, -
Он вспоминает дни весны,
Он средь бушующих созвучий
Глядит на стан ее певучий
И видит творческие сны.
26 марта 1914
Блок Александр Александрович (1880–1921), русский поэт. Родился 16 (28) ноября 1880 в Петербурге. Сын профессора-юриста, с которым мать Блока разошлась вскоре после рождения поэта. Воспитывался в семье своего деда А.Н.Бекетова, ботаника, ректора Петербургского университета. Отношения с отцом, изредка приезжавшим в Петербург из Варшавы, отразились в неоконченной поэме Возмездие (1917–1921). Образ «демона», чуждого любых иллюзий, но вместе с тем наделенного неискоренимой мечтательностью, навеян размышлениями о судьбе отца, последнего русского романтика, который стал жертвой рока истории, вплотную приблизившей эпоху катастроф невиданного масштаба и трагизма. Таким романтиком, тоже испытавшим на себе возмездие истории, Блок ощущал и самого себя.
Высокие идеалы, которыми жила семья Бекетовых, особенно органично воплотились в матери поэта (по второму мужу – А.А.Кублицкой-Пиоттух), до конца дней оставшейся самым близким ему человеком. В подмосковном имении Шахматово, где семья проводила летние месяцы, Блоку впервые открылась красота русской природы. Пейзажи этих мест узнаются в многочисленных стихотворениях Блока. Самые ранние из них, включенные в посмертно вышедшую книгу Отроческие стихи (1922), написаны им в возрасте 17 лет.
Последним произведением Блока, в котором еще чувствуются идеи символизма, была драма Роза и Крест (1913), написанная на сюжет из истории трубадуров и предназначенная для Московского Художественного театра (постановка не состоялась). Столкновение действительности и мечты, которое в заметках об этой драме поэт называет ее главной темой, образует и основной сюжет цикла Кармен (1914), навеянного впечатлениями от певицы Л.А.Дельмас в опере Бизе, а также поэмы Соловьиный сад (1915), которой завершаются лирические циклы Блока.
Блок пытается сотрудничать в культурно-просветительских учреждениях, готовит издание Гейне, с лета 1919 руководит репертуарной политикой Большого драматического театра, время от времени выступает с чтением своих стихов в Петрограде и Москве. Последним заметным его выступлением стала речь О назначении поэта, произнесенная на вечере памяти Пушкина в феврале 1921. Блок говорил о «тайной свободе», которая необходима поэту больше, чем свобода личности или политическая вольность, и о том, что, лишившись этой свободы, поэт умирает, как Пушкин, которого «убило отсутствие воздуха».
После смерти Блока (по-видимому, от истощения и нервной депрессии) 7 августа 1921 эти слова стали относить и к нему самому.
http://www.aphorisme.ru/about-authors/blok/?q=2099
Всеволод Николаевич Аксёнов (6 (19) апреля 1902[1], Москва — 29 марта 1960, Москва) — советский театральный актёр, мастер художественного слова. Заслуженный артист РСФСР (1947). Лауреат Сталинской премии первой степени (1948).
АКСЕНОВ, ВСЕВОЛОД НИКОЛАЕВИЧ (1898–1960), драматический артист. Родился 7 (19) марта 1898 в Москве. Окончив гимназию и прослужив год в Морском ведомстве и Комиссариате внутренних дел, Аксенов в 1919 поступил на драматические курсы при Малом театре. Учась на курсах, брал уроки актерского мастерства у О.В.Гзовской. Будучи учеником второго курса, познакомился с Е.Б.Вахтанговым и поступил в Первую студию Художественного театра. Однако посещение Студии держалось в секрете. Вахтангов собирался ставить Ромео и Джульетту с Аксеновым в главной роли, но замысел не был осуществлен.
Студентом Аксенов уже играл на сцене Малого театра, а осенью 1920 в составе труппы Малого театра отправился в гастрольную поездку в Нижний Новгород. Работал в Малом театре с 1920 по 1946 (с перерывами). В 1921 исполнил роль Дориана в спектакле Портрет Дориана Грея (по О.Уайльду) в Театре комедии и мелодрамы. Принимал активное участие в организации Студии Малого театра, но вскоре покинул студию. Летом 1924 ездил с группой артистов Малого театра в театральную поездку в Харбин.
Среди его ролей – Лель (Снегурочка А.Островского, 1922), Чацкий (Горе от ума А.Грибоедова, 1925), Хлестаков (Ревизор Н.Гоголя, 1925), Глумов (На всякого мудреца довольно простоты А.Островского, 1925), Мышкин (Идиот по Ф.Достоевскому, 1929), Мечик (Разгром по А.Фадееву, 1932) и др.
С 1935 выступал на эстраде как профессиональный чтец. В его репертуаре произведения мировой и русской классики: Данте, Г.Гейне, Т.Готье, А.Пушкина, А.Блока, С.Есенина, современных поэтов А.Твардовского, М.Светлова, К.Симонова, стихи поэтов Франции, Англии, Италии. Ему принадлежит инициатива создания музыкально-драматических композиций по произведениям западноевропейской классики. Аксенов был постановщиком и основным исполнителем композиций: Пер Гюнт Г.Ибсена и Э.Грига (1954, в роли Озе выступала А.Коонен), Арлезианка А.Доде и Ж.Бизе (1955), Эгмонт В.Гёте и Л. ван Бетховена (1957) и др.
Аксенов преподавал, вел курс мастерства художественного слова в Театральном училище имени М.С.Щепкина. Снимался в кинофильмах: Торговцы славой (режиссёр Л.Оболенский, 1929), Русский вопрос (режиссер М.Ромм, 1948).
Умер Аксенов в Москве 29 марта 1960.