Владимир Владимирович Маяковский (7 [19] июля 1893г., г. Багдати, Кутаисская губ. - 14 апреля 1930г., г. Москва) - русский советский поэт. Футурист. Один из наиболее значимых поэтов XX века. Помимо поэзии, ярко проявил себя как драматург, киносценарист, кинорежиссёр, киноактёр, художник, редактор журналов «ЛЕФ» («Левый фронт»), «Новый ЛЕФ».
- А вы могли бы? - Другие названия: "На чешуе жестянной рыбы..."
- Послушайте.
- Еду.
- Город Верлен и Сезан.
- Тамара и Демон.
- Во весь голос.
_____________________
Борис Леонидович Пастернак (29 января (10 февраля) 1890г., г. Москва - 30 мая 1960г., пос. Переделкино, Московская обл.) - русский поэт, писатель и переводчик. Один из крупнейших русских поэтов XX века. Первые стихи опубликовал в 23 года. В 1955 году закончил роман «Доктор Живаго», за который через три года был удостоен Нобелевской премией по литературе, после чего подвергся травле и гонениям со стороны советского правительства и ряда коллег и в результате был вынужден отказаться от премии.
- О, знал бы я, что так бывает...
- Мейерхольдам.
- Годами когда-нибудь.
- Смерть поэта.
- Иней.
- Опять весна.
- Июль.
- Зимняя ночь.
- Свидание.
- Рассвет.
- Во всем мне хочется дойти.
- Быть знаменитым некрасиво...
- Ночь.
_____________________
Дмитрий Николаевич Журавлёв (11 (24) октября 1900г., с. Алексеевка, Змиевской уезд, Харьковская губ. - 01.07.1991г., г. Москва) - советский российский актёр, артист эстрады, мастер художественного слова (чтец), режиссёр, педагог. Народный артист СССР (1979). Лауреат Сталинской премии второй степени (1949).
Звукорежиссёр - Л. Должников.
Редактор - Е. Лозинская.
Иллюстрации:
Б.Пастернак
В.Маяковский
Д.Журавлёв
P. S.:
Новая пластинка Дмитрия Николаевича Журавлёва посвящена Владимиру Маяковскому и Борису Пастернаку. Уже в первом афишном концерте артиста в 1935 году, Маяковский стал рядом с Пушкиным - целое отделение: стихи о творчестве. «Событием, открывшим мне поэта Маяковского, - рассказывает Журавл`в, - было появление «предсмертного и бессмертного», по выражению Бориса Леонидовича Пастернаке, первого вступления в поэму о пятилетке - «Во весь голос». Я был захвачен, потрясен. С тех пор Маяковский навсегда вошел в мою жизнь и работу... Меня захватило именно лирическое начало в таком мужественном творчестве Маяковского». В репертуаре артиста - «Юбилейное», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Мелкая философия на глубоких местах», стихи из парижского и американского циклов и еще многие стихотворения, Октябрьская поэма «Хорошо», фрагменты из поэмы «Владимир Ильич Ленин». Глубочайший лирический смысл, спрятанный то за героической, высоко-гражданственной, то за иронической а порою и за трагической интонацией поэта, ощущался артистом во всех исполняемых им вещах. Журавлев остро передает мощь и многогранность личности Маяковского, «его щемящую сердце лиричность», резкие переходы от могучей приподнятости к совсем простым, почти разговорным интонациям. Своё ощущение глубокого и серьезного разговора Маяковского с читателями (слушателями!) он всегда старается воплотить в своем исполнении. Отсюда простая разговорная интонация артиста, всякое отсутствие «громоподобия». Ораторский приём и посыл Маяковского облегчали всегда мою работу над его стихами, - пишет Журавлёв. - Они созданы для произнесения, для того, чтобы слушали. И впечатляет Маяковский, по моим наблюдениям, больше, когда он звучит, нежели, когда читаешь его глазами, потому, что поэт весь в общении, в обращении к слушателям. Большинство его стихов пронизано этим:
Слушайте, товарищи потомки,
агитатора, горлана-главаря.
Мне сразу оказался близок очень искренний, порой грубовато-резкий, а иногда скрыто-нежный (как будто он боится своего лирического начала) голос Маяковского». И Маяковский стал одним из «вечных спутников» Д. Журавлёва, этого огромного художника звучащей литературы. Имя Бориса Пастернака в программы Д. Журавлёва вошло сравнительно недавно, хотя личность поэта, его творчество с давних пор знакомы и близки артисту. С Маяковским Журавлев не былзнаком, при жизни его не слышал. С Пастернаком его связывала многолетняя дружба. Но только в последнее десятилетие, медленно, постепенно, сначала в отдельных циклах, потом в программе «Четыре поэта» (Блок, Ахматова, Пастернак, Маяковский), артист стал овладевать «голосом Пастернака», его поэтической интонацией. Работа над стихами Бориса Леонидовича, - говорит артист, - доставляет мне большую радость общения с его светлым миром, с распахнутой душой поэта и с тем, что так пленяло в самом образе Бориса Леонидовича, о чем так замечательно сказано Анной Андреевной Ахматовой в стихотворении о Пастернаке:
Он награжден каким-то вечным детством,
Той зоркостью и щедростью светил,
И все земля была его наследством,
А он её со всеми разделил.
Мне представляется, что Пастернак был наделён, как мало кто. душевной ясностью, добротой, радостным восприятием мира, умением сопереживать, восхищаться и передавать нам ощущения чудес, совершающихся в природе. Каким-то особым умением «очеловечивать» события, происходящие в ней. Это - с одной стороны. С другой же - проникновение в сущность человеческих жизней, человеческих отношении»». Исполняя стихотворения Пастернака Д.Журавлёв все более поражает слушателей той «неслыханной простотой», о которой говорил Пастернак, как о высшем достижении поэта, утверждая, что «она всего нужнее людям»... И эта «неслыханная простота» становится для всех необходимой и понятной. Оба поэта - Маяковский и Пастернак - воспринимаются в исполнении Д.Журавлёва как некое диалектическое единство. Они контрастны в своих характерах, темпераментах, изобразительных средствах и схожи безукоризненной поэтической правдой, глубиной и широтой души, поэтическим прозрением. «Предсмертное и бессмертное», по словам Пастернака «Во весь голос» как бы подводит нас в плотную к личности но только Маяковского, но и Пастернака. Через оценку умеете Пастернака мы открываем как бы и его собственное мироощущение и отношение к Маяковскому. Стихотворение «Смерть поэта», посвященное Маяковскому, делает эту связь конкретно ощутимой. Программа «Владимир Маяковский. Борис Пастернак. Стихотворения» в исполнении Журавлева воспринимается как лирико-эпическое полотно, мудрое, поразительное в своей яркости, правдивости, глубине. Она поражает своей музыкальностью в построении, инструментовкой, точным ведение тем, голосов, полифоничностью замысла и исполнения. - О.М. Итина -