Свет повседневности в творчестве Бориса Пастернака
Е. Б. Пастернак рассказывает о своем отце.
Звучат стихи Б. Пастернака:
Пронесшейся грозою полон воздух;
На пароходе; После дождя; Не трогать;
Образец; Весна была просто тобой:
В капоре пурги тогдашней; Испакощенный тес ее растащен;
Привыкши выковыривать изюм; Рослый стрелок, осторожный охотник;
О, знал бы я, что так бывает; Мне по душе строптивый норов;
Сосны; Гамлет; Земля; Август
При подготовке этой книги, растянувшейся на десятилетия, я широко пользовался поддержкой и помощью многих друзей моего отца, знавших его в разные годы жизни, большинства которых уже нет на свете. В ней я хотел искупить хоть в малой части свой неоплатный долг перед их памятью. Драгоценная помощь в сборе материалов оказана мне и теми, кто из любви к его творчеству бескорыстно и самоотверженно занимался в те темные годы сбором сведений, упоминаний и копированием документов, относящихся к его биографии. Их список состоит из нескольких десятков имен, и свою благодарность им я приношу на этих страницах. Эту книгу мы готовили и писали вдвоем с женой Еленой Владимировной Пастернак, особенной тяжестью легло на нее время моей болезни, совпавшее с писанием последних глав. Ею же выполнена основная работа по исправлению и дополнению текста ко второму изданию. Без ее деятельной помощи и беззаветной любви этой книги не было бы на свете.
Евгений Пастернак 23 сентября 1996
Жизнь каждого переплетена теми или иными событиями. Но иногда случается так, что Судьба или Провидение мановением перста вселяют человека в такую гущу событий, которых хватило бы на десять жизней.
Евгений Пастернак является именно таким свидетелем эпохи, очевидцем уникальных событий по праву рождения. Судьба маленького Жени, сына Бориса Пастернака, была предопределена и поставила его в эпицентр, перекрестье самых знаменитых судеб, значительных, сложных и трагичных.